Как принять Ислам

День Ашура

И
09.10.2016
День Ашура

День Ашура или десятый день благословенного месяца Мухаррам – это великий день для мусульман. Название «Ашура» – производное от слова «ашара», что по-арабски и означает «десять». На этот день, согласно Исламу, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама, праотца всех людей, который каялся в совершенной ошибке, и Всевышний по Своей милости принял покаяние Своего пророка в День Ашура. Судный день также наступит в день Ашура. В этот день был спасен Всевышним пророк Муса(мир ему) от фараона и еще много знамений. В 2016-м году день Ашура приходится на 11 октября.

Сам праздник начинается на закате предыдущего дня. Исламский календарь является лунным, а григорианский — солнечным. Поэтому дата празднования Дня Ашура, являющаяся постоянной в исламском календаре и приравнивающаяся к национальным государственным праздникам в большинстве мусульманских стран, в григорианском смещается каждый год примерно на 10 дней. Кроме того, она может несколько варьировать в зависимости от страны, так как некоторые из них берут в расчет только астрономические расчеты, а некоторые — фактические наблюдения Луны.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (ат-Тауба 9: 36).

Лучшее действе в день Ашура

Если сам человек не в состоянии соблюдать пост в этот день, то пусть совершит любое другое благо, хоть накормит на разговении того, кто постился в этот день, и это очень ценно.

Во время Пророка (мир ему и благословение) жил очень бедный мусульманин, который решил соблюдать пост в этот день. Постившись  целый день, вечером вышел на рыночную площадь, так как  дома у него не было ни еды для разговения, ни денег на её покупку.  Там он увидел  одного мусульманина, который был ростовщиком, подошёл  к нему и попросил одну серебряную монету, чтоб купить  немного еды, но получил отказ. В это время недалеко стоящий иудей, который также был ростовщиком, спросил бедняка : «Что ты сказал  моему коллеге?» Тот ответил: «Попросил один динар, а он не дал и объяснил, что соблюдает пост в такой-то день». Тогда  иудей, услышав про пост и такой день, отдал ему десять динаров (золотые монеты). Купив продукты, бедняк пришел домой и разговелся.

В эту же  ночь слабоверующий мусульманин- ростовщик видит сон, в котором ему показывают огромный дворец в Раю, но как только он захотел войти, раздался голос: «До сегодняшнего дня этот дворец был тебе, а теперь тому иудею».

Проснувшись, меняла побежал к  иудею  и предложил: «Я тебе дам сто динаров с условием, что воздаяние тех десяти золотых, которые ты дал тому бедняку, переведёшь на меня», но тот ответил: «Нет, ни за что не продам тот дворец в Раю» - и произнеся  шахаду, принял Ислам. Оказалось, что иудей видел тот же сон,  что и его коллега.

 Что касается деяний в этот день, то пусть каждый свершит благое действие по мере возможности, здоровья и материального положения, потому как очень желательно проявить щедрость в этот день, раздавая милостыню, а лучшее проявление щедрости – по отношению к своей семье.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

                                                                                            من وسَّع على عياله يوم عاشوراء وسَّع الله عليه سائر سنته

Смысл: «Тот, кто щедр(материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы» (аль-Хайсами, ат-Табарани, хадис слабый). Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы проверили этот хадис и нашли его действующим» т.е., то, что говорится в этом хадисе об обещании обильности пропитания, исполнилось.

Особенным деянием, которым Пророки и Посланники возвеличивали  день Ашура, является соблюдение  ими поста в этот день, как пришло нам в достоверных приданиях, это самое желательное  и для нас, потому как является невидимым для глаз людей поклонением.

В предании сказано:

عَنْ عُبَيْدِ اللَّهِ بْنِ أَبِى يَزِيدَ أَنَّهُ سَمِعَ ابْنَ عَبَّاسٍ يَقُولُ : مَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم يَتَحَرَّى صِيَامَ يَوْمٍ يَلْتَمِسُ فَضْلَهُ عَلَى غَيْرِهِ إِلاَّ هَذَا الْيَوْمَ يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَشَهْرَ رَمَضَانَ

От УбайдуЛлаха, сына Абу Язида передано, что он сказал: «Я слышал, как Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я не видел Посланника Аллаха более усердствующим в соблюдении поста, как в день Ашура и месяц Рамадан”» (Имам Муслим).

В месяц Рамадан пост обязателен, и естественно, Пророк (мир ему и благословение) соблюдал предписание, а из желательных дней Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  особенно сильно усердствовал в соблюдении поста в день Ашура.

В другом хадисе сказано:

أن رسول الله صلى الله عليه وسلم لما قدم  المدينة  ، فوجد اليهود صياماً يوم عاشوراء ، فقال لهم رسول الله صلى الله عليه وسلم : مَا هَذا اليوم الذي تَصُومُونَهُ  فقالوا : هذا يوم عَظِيم أنجى الله فيه موسى وقومه وأغرق فرعون وقومه فصامه موسى شكراً فنحن نصومه فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم :  فنحن أَحَقّ وأَوْلَى بِمُوسَى مِنْكُمْ   

Смысл: «Поистине, когда Посланник Аллах (мир ему и благословение) прибыл в Медину, нашёл иудеев постящимися, и они сказали (когда их спросили): “Это великий день, в котором спасся Муса (мир ему) и Его народ от Фараона, поэтому Муса (мир ему) соблюдал пост  и мы постимся в знак благодарности Аллаху”. Тогда Пророк (мир ему и благословение) изрёк: «Мы (мусульмане) более достойны  поститься из почтения к Пророку Мусе (мир ему) в знак благодарности Аллаху”,–  и повелел  соблюдать пост в этот день» (передал Имам Муслим от Ибн Аббаса).

 В этом же  хадисе сказано:

 كان يوم عَاشُورَاء تصومه قُرَيْشٌ في الجاهلية ، وكان رسول الله صلى الله عليه وسلم يصومه في الجاهلية ، فلما قدم  المدينة  صامه وأمر بصيامه ، فلما فرض رمضان ترك صِيَامَ يوم عَاشُورَاء ، فمن شاء صامه ، ومن شاء تَرَكَه

 Смысл: «В джахилии (доисламская эпоха) курайшиты соблюдали пост в день Ашура  и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) тоже соблюдал пост в этот день в Мекке, но когда Пророк (мир ему и благословение) прибыл в Медину, повелевал всем  поститься в этот день и Сам постился до тех пор, пока не было предписано поститься в месяце Рамадан, тогда Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: “Кто хочет, поститесь в Ашура, а кто не хочет, может и  не поститься”» (передал аль-Бухари от Айши (да будет доволен ими Аллах)).

Из этого хадиса следует, что в этот день очень желательно соблюдать пост, однако не является предписанием для общины. Что касается поста курайшитов в доисламский период, то учёные пишут в толковании, что, возможно, иудеи подсказали это действие курайшитам, так как иудеи являются ахль-альКитаб (люди писания), а курайшиты были многобожниками.

Соблюдение сунны Пророка (мир ему и благословение)– это часть нашей религии, поэтому не нужно упускать возможность совершать то, что совершал Сам Любимец Аллаха (мир ему и благословение).

Отличие от людей писания

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) избегал сходства с людьми писания (христиане и иудеи), поэтому он сказал:

                                                                                                  لَئِنْ بَقِيتُ لآمُرَنَّ بِصِيَامِ يَوْمٍ قَبْلَهُ أَوْ يَوْمٍ بَعْدَهُ يَوْمَ عَاشُورَاء

Смысл: «Если я доживу до следующего года, то непременно повелю, чтобы соблюдали пост до (девятый день) или после(одиннадцатый) дня Ашура (то есть, совместно с днём Ашура соблюдать один из дней до или после)» .

Также сказано:

أَبَا غَطَفَانَ بْنَ طَرِيفٍ يَقُولُ سَمِعْتُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عَبَّاسٍ يَقُولُ حِينَ صَامَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ قَالُوا : يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّهُ يَوْمٌ تُعَظِّمُهُ الْيَهُودُ وَالنَّصَارَى فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم فَإِذَا كَانَ الْعَامُ الْمُقْبِلُ صُمْنَا يَوْمَ التَّاسِعَ إِنْ شَاءَ اللَّهُ  قَالَ فَلَمْ يَأْتِ الْعَامُ الْمُقْبِلُ حَتَّى تُوُفِّىَ النَّبِىُّ -صلى الله عليه وسلم-

Абу Гатфан ибн Тарик (да будет доволен им Аллаха) сказал:

«Я слышал, как Ибн Аббас говорил, когда постился Посланник Аллаха: “Этот день (Ашура), который возвеличивают иудеи и христиане?!” Пророк (мир ему и благословение) ответил: “Когда наступит следующий год, то я буду поститься девятый день тоже (вместе с Ашура)”» (Имам Муслим).

В другом хадисе сказано:

                                                                                                                          لَئِنْ سَلِمْتُ إِلَى قَابِلٍ لأَصُومَنَّ يَوْمَ التَّاسِعَ

Смысл: «Если я останусь живой (в следующий год), то буду соблюдать пост в девятый день» (Имам Муслим), однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не дожил до этого дня. Так что, тому, кто желает соблюдать пост Ашура,  желательно совместно  поститься   до или  после этого дня, чтобы отличаться от людей писания.

Если же человек будет соблюдать только пост в день Ашура без других дней (до или после), то этого тоже будет достаточно.

Намерение на пост в день Ашура

Намерение на пост в этот день делается в следующем порядке: «Я намереваюсь завтра соблюдать суннат(желательный) пост в день Ашура ради Аллаха», намерение обязан совершать сердцем.

Если у человека есть пропущенные обязательные посты, то он может совместить в намерении и пропущенный пост, тогда  нужно намерение делать в следующей форме: «Я намереваюсь завтра возместить пропущенный обязательный пост ради Аллаха»,- и он, иншаллах, с соблюдением этого поста не только отдаст свой долг, но и получит воздаяние за желательный пост в этот день.

Да поможет Аллах нам в благом.

День Ашура в 2015 г.  выпадает на 23 октября.

Садака, на развитие сайта:
Направление Киблы