MP3
04.11.2016 Пятничная проповедь(хутба)
3 Сафара 1438
Как принять Ислам

Этикет супружеских отношений в Исламе.

И
22.10.2015
Антон Фатхудинов, Islam38.ru
Этикет супружеских отношений в Исламе.

В статье дан обзор сложной системы этическо-правовых норм и прецедентов, регулирующие брачные отношения в исламском праве. Данные знания могут быть полезны – как законотворцам, для выработки новых законов, так и остальным гражданам– стремящимся выстроить сбалансированные и гармоничные отношения.

 

 

Оглавление:

1. Вступление.

2. Важность брачного института с точки зрения ислама.

3. Религиозно правовые аспекты заключения брачного договора.

4.Многоженство в исламе.

5. Выводы.

1. Вступление.

Современное общество столкнулось с кризисом семьи, как социального института и проблемой депопуляции. Критической отметки достигают такие количественные и качественные характеристики, как:

1. Коэффициент рождаемости (для РФ он в среднем составляет 1.707) – что ниже необходимого, для естественного прироста населения

2. Количество разводов (В России на 1000 бракосочетаний приходится около 600 разводов).

3. В России с каждым годом увеличивается число одиноких женщин, которые не могут найти себе спутника жизни. Следует отметить, что основной характеристикой воспроизводства популяции является Суммарный коэффициент рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) — среднее число рождений у одной женщины. Из определения данного коэффициента несложно сделать выводы – что количество одиноких женщин более критично для популяции – нежели количество одиноких мужчин.

4. Серьезной проблемой является гендерный дизбаланс в Российском обществе. Вызванный, в том числе и ростом численности безответственных и неблагонадежных мужчин – образ жизни которых несовместим с созданием семьи.

Так же молодые люди не стремятся заводить семью из-за несовершенства семейного кодекса, допускающего проявления социального паразитизма, когда одна из сторон брачного союза.

Не единичны случаи, когда люди вступают в брак из меркантильных интересов, чтобы при разводе произвести дележ всего совместно нажитого имущество на равные доли, вне зависимости от участия каждой из сторон. Нередки случай, когда один из супругов шантажирует другую сторону разводом и дележом имущества.

Часто можем видеть случаи, когда женщина на свою зарплату "тянет" расходы на содержание детей и дома, а мужчина свои деньги оставляет в барах и игровых автоматах. Так же нередки ситуации - когда мужчина тратит свои деньги на содержание семьи, а женщина все спускает на курорты и прочие "тайланды" - а потом, при разводе требует 50% совместно нажитого имущества.

2. Важность брачного института с точки зрения ислама.

Представители каждого пола по своей природе притягиваются к представителям другого пола и только священные узы брака помогают им удовлетворять свои половые инстинкты и иметь потомство. Половой инстинкт, с одной стороны, вызывает немало озабоченности, а с другой, может обеспечить его здоровье и рост. Здоровое удовлетворение этого инстинкта обеспечивают психологическую безопасность и здоровье человека и общества в целом. А его разнузданное удовлетворение ведет к росту разврата, насилия, мстительности и опасных психологических заболеваний. А именно, холостые и незамужние люди подвержены к случайным половым связям. Более того, в поисках партнеров люди посещают увеселительные заведения, где поощряется употребление алкоголя. Где алкоголь – там и драки, воровство и прочие бытовые преступления.

Одна из рекомендация для мусульман со стороны Пророка(мир ему) звучит так: «О молодёжь! У кого из вас есть материальная возможность — пусть женится, воистину, так будет спокойнее для взгляда, и сохраннее для половых органов. А кто не может, тот пусть постится, воистину, пост для него потушит его страсть

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «… и даже ваша близость с женой – это садака (милостыня)!» Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит свою страсть, он получит награду?!» Он ответил: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто сделает это запретным образом? Точно так же, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда!» (Муслим).

В одном из хадисов говорится: «Когда в каком-либо народе появятся непристойность, разврат, прелюбодеяние и это подвергнется широкой огласке, то среди них распространятся чума и болезни, неведомые их предкам».

В Коране были ниспосланы следующие строки «.. Ваши жены для вас — одеяние, а вы — одеяние для них».
Подобно тому как одежда прикрывает и украшает человека, супруги должны оберегать друг друга от искушений и грехов,  поддерживать друг друга, и каждый должен поступать так, чтобы другой был доволен им. Почитание системы ценностей и взглядов друг друга умножает достоинства жены и мужа, а недостойные поступки как пятно на чистой одежде ущемляет их личность. Именно поэтому в исламских преданиях супругам рекомендуется в случае ссоры или разногласия разрешить возникшую проблему без промедления и мириться друг с другом, не дожидаясь утра.  У людей, находящихся в браке меньше стимулов и искушений совершать грехи – что позитивно влияет на нравственное состояние общества.
 Именно по этому исламские богословы считают нежелательным для половозрелых мусульманок и мусульман медлить с заключением брака. Важным критерием при выборе партнёра, помимо обязательной богобоязненности и праведности, является способность к продолжению рода

3. Религиозно правовые аспекты заключения брачного договора.

Обряд бракосочетания в Исламе называется никахом. Обязательными условиями никаха(брака) являются – согласие на бракосочетание, наличие свидетелей, уплата махра (брачного дара, залога). Участники и свидетели бракосочетания должны понимать слова произносимые при бракосочетании. Текст брачного договора должен трактоваться исключительно однозначно (нет слов позволяющих трактовать смысл договора двояко). Оба супруга должны искренне  стремиться строить длительные отношения. Временные браки у мусульман-суннитов запрещены.

Фетва разъясняет, что брак признается действительным, если он отвечает определенным требованиям шариата, как то: наличие законного представителя невесты (вали), публичное согласие жених и невесты (слово согласен/согласна), публичное объявление о браке (исключающее скрытый брак), и публичное объявление размера брачного подарка жениха невесте (махр).

Важным объектом брачного договора является Махр – брачный дар (залог), выплачиваемый супруге (возможна выплата махра по частям). Стоимость брачного дара может варьироваться от символического значения – в случае, когда женщина с большим достатком решает связать себя узами брака с небогатым мужчиной, до внушительных размеров – позволяющих девушке, вступающей в брак, быть уверенной, что у неё будут средства к существованию, даже если супруг «разлюбит» и разведется. К примеру, в Пакистане – не самой богатой стране – средняя стоимость Махра, составляет 3-4 тысячи $, а в редких случаях, может достигать и 100 тысяч долларов.

В случае развода Махр распределяется следующим образом

Остается жене, в случае, если муж решил уйти из семьи, либо в случае полового бессилия мужа.

Возвращается мужу – если женщине стал противен собственный муж, и она не может с ним жить.(в этом случае  женщина "выкупает" развод)

Права и обязанности сторон в браке:

Муж обязан содержать свою жену и детей. Не ущемлять достоинство своей супруги.

Жена должна стремиться к тому, чтобы муж был доволен ею.

Оба супруга должны удовлетворять естественные потребности друг друга.

Жена имеет право работать (не в ущерб репутации, семье и детям). И заниматься бизнесом.

Все что заработает и приобретет каждый из супругов – исключительная собственность (за исключением тех средств – которые муж тратит на содержание семьи).

Жена может помочь мужу материально из личных средств – это приветствуется, и считается благим поступком (но, не обязанностью).

Озвученные ниже Имущественные отношения – заметно упрощают процедуру дележа совместно нажитого имущества, и, практически исключают проявления социального паразитизма – представленные в начале доклада.

По данным социологических опросов среди татар в республике Татарстан:

Нужно ли, на ваш взгляд, семейной паре проводить обряд никаха (венчания):

Считаю его обязательным: 59,7%.

Готов совершить под влиянием родственников : 20,9%.

Не соглашусь ни на какие обряды: 19,4%.

Ежегодно в России проводятся десятки тысяч обрядов бракосочетаний – никахов. Духовное управление мусульман Татарстана намерено упорядочить институт никахов и приучить татарстанскую молодежь серьезнее относиться к исламскому бракосочетанию. Духовное Управление Муссульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) планирует ввести в России введет единый официальный документ, одобренный Госзнаком, регистрирующий брачный союз по шариату, и создаст информационную базу, в которой будет храниться информация обо всех совершенных в республике никахах.

В России, в национальных республиках, исповедующих Ислам народов, практикуется заключение брачных договоров по канонам ислама, в Российском юридическом поле. В данных договорах регулируются юридические аспекты передачи махра и причины возврата залога(махра) мужу, в случае развода. Со слов главного казыя (юриста по мусульманскому праву) республики Татарстан: разрабатывается  единая форма никах-договора. Данный документ будет рекомендован к подписанию при вступлении в брак, особенно при случаях многожёнства.

4. Многоженство в исламе.

Многоженство в Исламе является разрешенным, но данное положение обладает различными степенями свободы исходя из ситуаций, связанных с человеком, когда он желает жениться больше чем на одной. Иногда оно бывает желательным, нежелательным, а иногда и запретным. Многоженство рекомендуется в случае явно выраженного гендерного дисбаланса, вызванным войной или прочими катаклизмами природного и социального характера, в том числе и вызванными массовым случаями злоупотребления алкоголем и наркотическими веществ среди мужчин.

Причиной легализации многоженства является не стремление удовлетворить желание мужчины в биологическом смысле, а предоставить ему возможность обеспечить, взять "под свое крыло" и защиту разведенных, одиноких женщин-вдов.

В некоторых ситуациях, особенно в послевоенные времена, иногда и в мирное время образуется сильный демографический дисбаланс, при котором многие женщины не могут найти супруга. А так как у женщин все равно имеется желание реализоваться, раскрыть биологическое женское начало, то они стремятся заиметь хотя бы ребенка, если не получается завести полноценную семью. В результате в обществе появляются негативные явления - разводы, драмы, адюльтеры и дети, растущие без отцов.
Многоженство в исламе имеет исключительно одну цель - защиту прав детей, сохранение института семьи, защиту общества от разложения и аморальных явлений.

Жизненные реалии, практически любого общественного устройства таковы, что 5% наиболее обеспеченной прослойки общества владеют более 50%-70% всех благ и богатств. В многоженстве кроется и определенная социальная справедливость – богач-многоженец расходует средства на содержание не одной, а 4 женщин. И дает государству не 1-2-х мажоров, а 8-12 – полноценных членов общества.

Вплоть до революции, среди татар – многоженство было обыденным явлением, и не возбранялось – в случае если мужчина был достоин такой привилегии.

В наши дни, в России, нет юридической базы, достаточной для надежной защиты прав супругов в случае многоженства. По этой причине, лишь небольшую часть бытовых экспериментов можно назвать успешными, - многие женщины становятся жертвами нечистых на руку мужчин. Именно по этой причине, о широком распространении многоженства сейчас говорить рано.

5. Выводы:

В современном обществе имеет место кризис семьи, связанный в том числе и с несовершенством семейного кодекса РФ, располагающего к проявлению социального паразитизма. Молодежь – дезориентирована и не торопиться заводить семью и детей. Не последнюю роль в этом играют пороки: демонстративное потребление, наркомания, пьянство, праздный образ жизни.

В докладе был рассмотрен тысячелетний опыт построения семейных отношений в исламе, полезный и неверующим. Рассказано о юридической практике предоставления социальных гарантий супругам (в том числе и при многоженстве). В России, вплоть до начала ХХ в. имущественные и семейные отношения народов, исповедующих ислам регулировались судами, основанными на исламском праве. И сейчас, с каждым годом все больше Россиян начинают жить по морально-нравственным устоям ислама.

Садака, на развитие сайта:
Направление Киблы
Вверх