MP3
04.11.2016 Пятничная проповедь(хутба)
3 Сафара 1438
Как принять Ислам

Кому рекомендуется, а кому запрещено вступать в брак?

И
27.07.2016
Кому рекомендуется, а кому запрещено вступать в брак?

В зависимости от положения человека, никях может быть фардом, ваджибом, сунной, макрухом или харамом.

Для того, кто не может удержать свой нафс от совершения прелюбодеяния, и чье материальное положение позволяет выплатить махр и содержать семью, заключение брака является фардом (обязанностью).

Для того, кто сомневается, сможет ли удержать свой нафс от прелюбодеяния или нет, бракосочетание является ваджибом (обязанность, исполнение которой хотя и не настолько категорично, как фард, но опирается на серьезный религиозный довод и является долгом каждого мусульманина.).

Тому, кто может выносить трудности холостой жизни, и при этом способен выплатить махр и содержать свою семью, бракосочетание является сунной (желательным действием).

Для того, кто не может выполнять обязанности, которые накладывает на мужчину брак, никях является макрухом (действия, совершение которых является нежелательным и порицаемым, но при этом данные действия не являются харамом).

А для того, кто не имеет средств выплатить женщине махр и содержать семью, бракосочетание является харамом (категорически запрещенным), так как в обоих этих случаях брак будет злом для женщины.

Из достоверного никяха, заключенного с соблюдением всех необходимых условий, возникают некоторые первостепенные и второстепенные хукмы, в отношении супругов. 

Некоторые из них:

1) С момента заключения никяха, мужчина и женщина становятся мужем и женой, и интимные отношения между ними отныне считаются разрешенными.

2) Выгоды принадлежащие женщине, становятся принадлежащими только ее мужу. Это по причине монополии, так как одна женщина не может принадлежать одновременно двум мужчинам.

3) Если женщина при заключении никяха определила свой размер махра, то в этом случае она получает право на его получение. Если размер махра не был оговорен женщиной, то она обретает право на получение махра-мисль.

4) Обеспечение женщины средствами существования является обязанностью мужчины. Так же мужчина обязан соблюдать и другие семейные права.

5) Женщина, получившая махр-муаджаль, обязана жить в доме своего мужа, и не может покидать его без крайней необходимости, не спросив разрешения своего мужа.

6) С момента заключения никяха для супругов становятся запретными кровные родственники друг друга.

7) Если как минимум через шесть месяцев после никяха женщина родит ребенка, то отцом этого ребенка будет считаться муж женщины.

8) После заключения никяха, супруги получают наследственные права, даже если между ними не было уединения или интимной близости.

Хвала Аллаху, Господу Миров, Который создал творения наилучшим образом! Милость Всевышнего Пророку Мухаммаду , его роду и сподвижникам! Кого Аллах наставляет на путь прямой, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение – того никто не поведёт путём прямым.

Религия Ислам уделяет вопросу семьи большое внимание, так как созданием благополучной семьи укрепляется правильное общество. Тема же нашей статьи заключается в том, чтобы разъяснить пользу или проблему полигамного брака. Чтобы понять: полигамия – это тупик или… выход из положения?

Возможно, многие из вас, увидев название, скорее всего подумали: «Опять эта тема, сколько можно говорить о многожёнстве?.. неужели нет других тем для пояснений?» А наш ответ таков. Темы как были, так и есть, и в наше время говорить можно о многом, но тема о полигамных семейных отношениях всегда была для многих необъяснимой или нераскрытой – либо из-за того, что кто-то не желает об этом слышать, либо из-за того, что не знает, как правильно и по Шариату содержать полигамную семью. Или же считает, что это неприемлемо, а кто-то и вовсе слышал, что это допустимо, и, считая себя  мусульманином, берёт другую жену и даже не интересуется всем остальным. Так вот, хотелось бы напомнить всем, что незнание не освобождает от ответственности, тем более сейчас, когда в каждой мечети есть имам,  у которого можно всё узнать. Хвала Аллаху, усердно работают исламские средства массовой информации, отделы даавата и т. п.

Но так как эта тема вызывает большой интерес у читателей, хотелось бы разъяснить мусульманам важность этого вопроса и правильного понимания его с точки зрения Ислама, так как с его помощью решаются очень многие проблемы общества. Ведь люди сталкиваются с ними на протяжении всей истории человечества, поэтому хочется, чтобы мы и ныне проявили терпимость, отнеслись к этому должным образом. Также хотелось бы разъяснить женщинам и мужчинам их права и обязанности – и призвать  воздерживаться от обсуждения,  реплик и высказываний, противоречащих Шариату, в адрес тех, кто заключил второй, третий и четвёртый браки. Надо помнить, что каждый мусульманин к любому вопросу должен подходить с позиции религии, ведь только с её помощью можно придти к взаимопониманию и согласию.

Творец всего сущего причислил создание людей мужчинами и женщинами к Своим большим знамениям. Вот как Всевышний говорит об этом в Коране:

» وَمِنْ آَيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآَيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ   «  الروم/21

(смысл): « из знамений Его – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и благосклонность между вами. Воистину во всём этом – ясные знамения для людей, которые размышляют» (сура «Ар-Рум», аят 21).

Говоря о дозволенности полигамии и побуждая к этому тех, кто имеет и возможности и материальный достаток, жениться во второй, третий и четвёртый раз, Аллах в Коране говорит:

"...فَانْكِحُوا مَا طَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ..."     النساء \ 3

(смысл): «…и женитесь на тех женщинах, что приятны вам – двух, трёх или четырёх…»  (сура «Ан-Нисаъ», аят 3).

 Обратите внимание на то, что Аллах начал речь с количества, то есть «…двух, трёх или четырёх…», и только в конце данного аята сказал:

فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً ..."    النساء \ 3

(смысл) «…А если боитесь вы, что не будете одинаково справедливы к ним во всём, то  – на одной…» (сура «Ан-Ниса»,  аят 3).

 Толкователи Корана говорят, что Аллах побуждает тех, кто может относиться одинаково справедливо к жёнам, чтобы они брали себе более чем  одну жену. А если мужчина не уверен в себе – пусть ограничится одной.

Может, стоит задуматься!

Давайте попробуем поразмыслить, отбросив все негативные эмоции, все личные  прихоти, желания, высокомерие, ревность, страх перед окружающими, боязнь осуждений! Забыв обо всём этом, просто задуматься над причинами, объясняющими разрешение Всевышним мужчине жениться  на более чем одной женщине. И задуматься следует с позиции дозволенности в Исламе, для решения конкретных социальных  проблем и для довольства Создателя, для получения благ всему обществу, а не только одному индивиду. Что же получается?  Давайте всё же по порядку. Всем известно, что число женщин на Земле намного превышает число мужчин. Если каждый мужчина возьмёт себе по одной жене, то огромное количество женщин останется без мужей. «Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят» (отрывок из песни), а на самом деле их ещё меньше. Так что же делать девушке, которой не достался муж? Искать на стороне физическое удовлетворение и реализацию материальных потребностей? И это только статистика незамужних женщин, которые вообще ни разу не вышли замуж. А сколько таких, которые остались без мужей по разным причинам, таким как война, катаклизмы, болезнь и т. д.? Среди них есть и женщины, разведённые в силу разных жизненных обстоятельств. Видя такую диспропорцию в соотношении мужчин и женщин, можно и нужно задаться вопросом: разве эти женщины не хотят тоже иметь мужей, тех, которые будут заботиться о них, за спинами которых они будут ощущать себя «слабым полом», тех, от кого они хотят родить детей? И разве не зададутся они вопросом: почему Аллах дал определённым женщинам мужей и детей, а им – нет?

Если не позаботиться и не задуматься о таких женщинах, это может привести ко многим социальным проблемам. Представьте себе злобу и ненависть,  вызванную завистью женщин по отношению друг к другу: незамужние женщины будут способствовать разрушению семейных отношений, распространится проституция, откроются «публичные дома» и т. д. А что будет твориться на улицах? Мы и сейчас можем наблюдать,  как женщины, желая привлечь внимание мужчин, одеваются всё откровеннее и ведут себя, теряя стыд и скромность.  Теперь спросите себя, что более унизительно для женщины: такое никем не оцененное бесперспективное «свободное одиночество» – или положение любящей, уважаемой, защищённой Шариатом, законной  второй жены? Может быть, многие из женщин сейчас подумали, что и без мужчин можно прожить скромно, порядочно и не теряя уважения в обществе, и необязательно стремиться к сближению, «разрушая» созданную семью, влезая в неё «третьей лишней», и что они бы так не поступили никогда…  Хотелось бы напомнить, что изначально женщина была сотворена для мужчины из его же ребра, чтобы ему не было одиноко и  чтобы он находил в ней всё, что могло улучшить и облегчить его проживание, как об этом сказано в вышеприведённом аяте, а вовсе не для того, чтобы быть самостоятельной, ни в ком и ни в чём не нуждающейся, обособленной натурой. Так что… с природой не поспоришь! И женщине без мужчины, так же как и мужчине без женщины, прожить будет не так уж легко и сладко. Плюс к этому – необходим кров над головой, опора мужа, внимание жены, продолжение потомства, дети –  внимание и опора старости, не говоря уже о физиологических потребностях, свойственных человеку.

 И где гарантия, что вся жизнь пройдёт без нужды в ком-либо, в надежде всегда «на себя любимую»? А если сказать, что «есть надежда на Всевышнего», то спорить тут невозможно, кроме как добавить «Он и есть Тот, Кто научил, побудил и разрешил многожёнство, чтобы можно было чувствовать помощь Аллаха – посредством других». Здесь надо отметить, что и сатана не спит, – и в один из моментов жизни может встретиться тот, кто не боится Аллаха и затянет в грех прелюбодеяния. Ведь женщины, как говорится в народе, любят ушами, а Аллах говорит:

»وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَا إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَسَاءَ سَبِيلًا    «الاسراء :32

(смысл): «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путём» (сура «Аль-Исра», аят 32). О последствиях таких отношений можно и не говорить… и так ясно и видно, что творится в обществе в течение веков: смуты, войны, разврат, предательства и т. д. – в основном это дело рук… незаконнорожденных детей.

Поэтому нам, мусульманам, надо задуматься не только о себе, но и о других, ведь религия Ислам говорит: «Благополучие общества важнее благополучия одного индивида». Но если, зная всё это, мы не ищем избавления от такой проблемы путём дозволенного многоженства – выходит, что в душе мы соглашаемся… с этим развратом.

Думаю, сказанное стоит того, чтобы противники многожёнства задумались о том, что они пропагандируют или с чем молча соглашаются, когда говорят о «недопустимости полигамных браков» и о «чистоте семейных отношений».

Если говорить конкретно о семейной жизни, то не секрет, что жена может быть верной, но бесплодной. Что тогда остаётся делать мужчине, который любит жену, расставаться с ней не хочет, но хочет иметь продолжение рода, фамилии, хочет иметь детей – опору старости? Что ему делать? Разводиться с любимой бесплодной женой и жениться  на другой? Правильно ли он поступит по отношению  к жене: ведь кто потом, зная, что она бесплодна, возьмёт её замуж? А если он будет заботиться о ней, оставит её как жену, а вместе с этим возьмёт себе другую – и она родит ему детей? Разве это не выход? Также нередки случаи, когда жена тяжело больна, находится на длительной госпитализации и не может удовлетворить физические потребности мужа – ему тогда что делать… бросать больную жену и жениться на здоровой? Или ходить время от времени «налево»? Либо скажите, что делать той, которая по воле Всевышнего в молодом возрасте потеряла мужа и осталась с детьми – и некому о них позаботиться? И вдруг Всевышний посылает человека, который предлагает выйти за него – второй женой! Предлагает кров над головой, заботу, любовь ей и её детям – и что, она должна выбрать… одиночество, за которое спасибо ей никто не скажет… отказать этому человеку, боясь разговоров, сплетен, непонимания тех людей, которые сегодня с тобой – завтра со своей семьёй? Или согласиться на этот  шаг, став законной женой, обеспечив себе и детям мужскую заботу, а также возможность быть праведной женой и тем самым  «войти  в Рай через любые врата»? Вот как об этом говорится в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Каждой женщине, совершившей пять обязательных намазов, постившейся в месяц Рамазан и подчинившейся мужу, скажут: «Заходи в любые, какие хочешь, из восьми ворот Рая!»

А люди, которых она боится, говорили, говорят и будут говорить. Истинные же мусульмане, осуждения которых следует бояться и избегать, плохое не скажут, потому что не желают брату или сестре по вере плохого. Они знают законы Аллаха, знают дозволенное и запретное. Ведь в конце жизни та женщина, которая не вышла замуж и прожила одна, всегда жалеет о напрасно прожитых молодых годах… в гордом, но никем не оценённом одиночестве. И представьте себе, сколько сейчас на Земле женщин и девушек, оставшихся не замужем, а среди них вдовы, разведённые по тем или иным обстоятельствам, или те, что не смогли найти супруга, а ребёнка иметь очень хочется: пошли бы они второй женой? Или из-за «моральных принципов» лишили бы себя возможности найти любящего мужа? Прекрасных детей? Защиту от взглядов тех, кто смотрит на них как на потенциальную жертву удовлетворения плотских страстей?

Много разных категорий женщин – и практически все они хотят создать семью, каждая хочет быть рядом с мужем, иметь детей и выполнять своё  женское предназначение. Просто надо забыть о неверно сложившихся стереотипах и о страхах перед осуждением или обвинением незнающих, где-то проявляющих эгоизм, людей, не думать о «светском» или, лучше сказать, «советском воспитании», которое заявляет о «неприличности и недозволенности вторых браков», а руководствоваться законами Всевышнего и придерживаться их! И понять, наконец, что Ислам решил все эти вопросы единственно законным и высоко моральным способом, дав ответ людям ещё полторы тысячи лет назад.

В Коране сказано (смысл): «…И женитесь на тех женщинах, что приятны вам – двух, трёх или четырёх…» (сура «Ан-Ниса», аят 3). Но не надо забывать, что разрешённое не является обязательным, ведь две жены не каждому под силу.

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Кому Всевышний дал благочестивую спутницу жизни, тому Он помог обрести половину веры. И пусть такой человек проявит богобоязненность во второй половине ».

Если рассмотреть вопрос с точки зрения религии, то видим, что основной причиной разрешения многожёнства в Исламе является отнюдь не стремление удовлетворить биологическое желание мужчины, а сохранение института семьи, защита прав детей, защита общества от аморальных проявлений и разложения, в большей степени защита и забота о женщине, нежели о мужчине!

Мужчинам на заметку!

Мусульманин не должен торопиться с выбором спутницы жизни, будь она первая или вторая… Он должен стремиться искать именно ту девушку, которую украшали бы высокие исламские качества и нравы, которая могла бы обеспечить ему стабильную и благополучную супружескую жизнь. Мужчине следует помнить, что он выбирает не только жену для себя, но и мать для будущих детей. Поэтому он не должен смотреть только на красоту девушки. В первую очередь необходимо, чтобы его избранница придерживалась истинной религии, обладала здравым умом и отличалась благочестивым нравом. По этому поводу Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Женщину берут в жёны из-за четырёх (вещей): из-за её богатства, из-за её происхождения, из-за её красоты и из-за её религии. Добивайся же той, которая привержена религии, – иначе ты проиграешь!» (аль-Бухари).

Вместе с этим мужчине следует знать, что именно он несёт полную ответственность за материальное обеспечение (нафака) жены, включающее в себя траты на одежду, жильё, еду, лечение, оплату прислуги при надобности и т. д.

Также мужу необходимо воспитывать жену в богобоязненности и внушать ей страх перед Аллахом, если она станет пренебрегать установлениями Ислама. Муж должен обучать  жену всему, в чём она нуждается – в вопросах религии. Если же у него самого нет таких знаний, он должен вместо жены обращаться с вопросами к алимам, передавая ей их ответы – в таком случае ей не следует покидать дом.

Обязанность мужа состоит ещё и в том, чтобы он соблюдал справедливость, дабы уберечь жену от пробуждения в ней худших черт характера. Ибо хитрость женщин может быть беспредельной, и многие из них могут стать грубыми, поспешными в решениях, легкомысленными и неуправляемыми. Особенно когда у мужа более чем одна жена.

Если же мужчине покажется, что его жена или жёны нарушают свои обязанности или обладают плохим нравом, то он обязан делать им наставления и не проявлять ненависти, ведь  Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Верующий мужчина не имеет права ненавидеть верующую женщину. И если он недоволен одной чертой её характера, то остаётся доволен другой чертой её характера» (Муслим).

В хадисе говорится: «Я прошу вас: обходитесь с женщинами хорошо!». Действительно, Ислам позаботился о женщине, Ислам защищает права женщины, гарантируя ей честь и уважение.

Проявление благонравия по отношению к женщинам заключается в том, чтобы уметь переносить наносимые ими обиды и проявлять кротость, когда они совершают безрассудные поступки и впадают в гнев. Мужу следует иногда шутить, веселить, радовать жену, ибо это способствует укреплению семейных уз и взаимопониманию между супругами. Но всё же мужу следует придерживаться умеренности, чтобы не потакать желаниям жены во всём, да так, чтобы характер женщины портился и она теряла уважение к мужу.

 

Женщинам во внимание!

Нельзя забывать, что в День Суда Всевышний спросит с вас,  женщин, о том, что сделали именно вы, – и не спросит с вас о том, что сделали по отношению к вам ваши мужья.

Праведная жена должна соблюдать предписания Аллаха и быть послушной, выполнять все обязанности перед мужем, а именно:  остерегаться гнева мужа, причинения страданий мужу, проявления неблагодарности за благодеяния мужа, требования развода без уважительной причины,  соблюдения добровольного поста без разрешения мужа, отказа от близости с мужем без уважительной причины,  приглашения кого-либо в дом без разрешения мужа, выхода из дома без его разрешения. Она обязана хранить верность мужу – как в его присутствии, так и в отсутствии, чтобы муж всегда видел её только красивой, нарядной и улыбающейся, старающейся добиться его расположения, даже когда он сердится на неё.

Прежде всего жена должна предпочитать права мужа своим  права и правам своих родственников. В хадисе говорится: «Если бы Он повелел кому-нибудь из людей поклоняться другому – то приказал бы женщине поклоняться своему супругу, ибо её обязанность перед мужем велика» (аль-Бухари, Муслим).

Одной из важных обязанностей жены перед мужем является покорность и повиновение ему. Это относится не только к интимным отношениям, но и ко всем другим сферам жизни. Единственный случай, когда жена может не повиноваться мужу, – если он идёт против Ислама. В такой ситуации повиновение требованиям Аллаха должно взять верх над повиновением человеческим требованиям.

Современные мусульманки должны обратить внимание на эти наставления. В ещё большей степени это относится к женщинам, которые преступают границы дозволенного, ведут себя как мужчины и пытаются руководить мужьями. Такие женщины являются теми, которые отдают предпочтение мирской жизни перед жизнью Будущей. Ведь Всевышний призывает верующих к богобоязненности и послушанию – и обещает за это Рай. Разве можно осознанно менять лучшее Вечное на худшее и тленное?

Аллах в Коране говорит:

"...وَمَنْ عَمِلَ صَالِحًا مِنْ ذَكَرٍ أَوْ أُنْثَى وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُولَئِكَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ يُرْزَقُونَ فِيهَا بِغَيْرِ حِسَابٍ" (الغافر\40)

(смысл): «…А те, которые поступали праведно, из мужчин и женщин, будучи верующими, – войдут в Рай, где они будут получать удел безо всякого счёта»  (сура «Аль-Гафир», аят 40).

Если Коран и Сунна предписывают жене быть праведной, внимательной по отношению к мужу, то и мужу тоже предписано относиться к жене как можно лучше и мягче, быть с нею как можно добрее и справедливее!

Муж не должен запрещать жене то, что разрешено Шариатом.

Ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Лучшим из вас является тот, кто лучше всех относится к своим жёнам. А лучше всех из вас к своим жёнам отношусь я» (ат-Тирмизи).

 

Соблюдение равенства между жёнами

 

Всё вышесказанное есть общие обязанности супругов, вне зависимости – одна у мужа жена или более одной. Но если мужчина взял себе более одной жены, то одним из условий многожёнства является содержание жён в равенстве.

Под «равенством» здесь имеются в виду одинаковое распределение ночей и минимум того, что Аллах обязал мужа дать жене из обеспечения, – будь она одна или более одной. А в остальном – соблюдение равенства считается желательным.

Предостерегая мужчин от несоблюдения равенства, Всевышний в Коране сказал:

فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً ..."    النساء \ 3

(смысл): «…А если боитесь вы, что не будете одинаково справедливы к ним во всём, – то  женитесь на одной…» (сура «Ан-Ниса»,  аят 3).  В другом аяте Всевышний сказал:

"...وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ فَإِنْ كَرِهْتُمُوهُنَّ فَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرً"    النساء \19

(смысл):  «…И обращайтесь (живите) с ними (вашими жёнами) справедливо (т. е. в содержании, распределении ночей, соблюдая равенство). Если же они неприятны вам, , ведь может быть так, что вам что-либо ненавистно, но Аллах сделает в нём много добра» (сура «Ан-Ниса», аят 19).

В Коране сказано:

"وَلَنْ تَسْتَطِيعُوا أَنْ تَعْدِلُوا بَيْنَ النِّسَاءِ وَلَوْ حَرَصْتُمْ فَلَا تَمِيلُوا كُلَّ الْمَيْلِ فَتَذَرُوهَا كَالْمُعَلَّقَةِ وَإِنْ تُصْلِحُوا وَتَتَّقُوا فَإِنَّ اللَّهَ كَانَ غَفُورًا رَحِيمًا"    النساء \ 129

(смысл): «Вы никогда не сможете относиться одинаково справедливо к жёнам, даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью , оставляя заброшенной. Если же вы исправите положение и будете богобоязненны, то поистине Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «Ан-Ниса», аят 129).   В этих аятах мужчину, у которого две жены и более, предостерегают от того, чтобы он не предпочитал одну другой при распределении ночей или во внимании и заботе об их нуждах, а наоборот – относился к ним одинаково справедливо.

В хадисе сказано: «Если у мужчины есть две жены и он не будет соблюдать равенство между ними – то он придёт в Судный День с согнутым боком» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи). То есть позор и унижение его начнутся с началом воскрешения из могил.

Если муж не соблюдает равенство в проведении ночей с согласия жён – то это разрешено. Но если они не согласны – муж должен соблюдать следующее.

Если у человека  больше одной жены и он ночевал у одной из них, то он обязан ночевать и у других жён – даже если они больны или у них период менструальных выделений. Потому что цель в равенстве – это избавление жён от одиночества. И поэтому надо соблюдать равенство только в проведении ночи вместе. А в половом сношении равенство соблюдать не обязательно, но желательно, ибо это зависит от настроения, желания и темперамента мужчины. Если муж будет любить одну из жён больше, чем других, – за это ему греха не будет. Всевышний в Коране сказал:

"وَلَنْ تَسْتَطِيعُوا أَنْ تَعْدِلُوا بَيْنَ النِّسَاءِ وَلَوْ حَرَصْتُمْ..."      النساء \ 129

(смысл): «Вы никогда не сможете относиться одинаково справедливо к жёнам, даже при сильном желании…» (сура «Ан-Ниса», аят 129).

Под словами Всевышнего «одинаково справедливо» имеется в виду «проявлять к ним одинаково чувство любви». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в совершенстве соблюдал равенство между жёнами, но вместе с этим обращался ко  Всевышнему со словами: «О мой Господь! Это моё распределение (имеется в виду ночей между жёнами) в том, что подвластно мне. Прошу, не упрекай меня в том, что подвластно Тебе и не подвластно мне». Такое обращение Пророка (мир ему и благословение)  было вызвано тем, что он больше любил Айшу (да будет доволен ею Аллах),  дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), чем других жён.

Если жена непокорная (строптивая), то для неё равенство соблюдать необязательно. Непокорная жена – это та, которая выходит из дома без разрешения мужа, отказывает мужу в половом сближении без уважительной, по Шариату, причины и т. д.

Также не обязательно соблюдать равенство к жене, которая вышла в путь (сафар) для своей цели, даже если ей это разрешил муж. Муж имеет  право в ночь, которую он должен провести у одной жены, пойти к другой жене – по крайней необходимости, например если та сильно болеет, если есть опасность возникновения пожара, воровства имущества и т. д. А днём он имеет право пойти для обычной цели, например: поставить что-либо, отдать необходимые продукты, узнать что-то. В этих обоих случаях муж не имеет права удлинять время пребывания сверх необходимого. Но если он это сделает ночью, то должен возместить другой жене время, потраченное на ту цель, и сверх времени, потраченного на ту цель.

А если он это сделал днём, то должен возместить только то время, которое потрачено сверх нужды. Но в обоих случаях – за время, проведённое сверх нужды, ему будет грех. За то время, в которое ему разрешено ради необходимости идти к другой, он имеет право приближаться к своей жене – и ему разрешено всё, кроме полового акта.

Минимум времени, когда он должен соблюдать равенство, – это одна ночь, т. е. (провести одну ночь возле одной – другую возле другой) с захода солнца до рассвета; максимум – три ночи (т. е. по три ночи подряд). Но если жёны согласны – можно и больше. Если человек работает ночью, а днём бывает дома, он должен соблюдать равенство в дневное время. Если человек был женат, взял ещё одну и она девственница – он должен провести с ней семь дней и ночей беспрерывно. Но если она не девственница, то должен выделить ей три дня и три ночи беспрерывно. Это время, проведённое с новобрачной, не нужно возмещать другим жёнам. Мужу в эти ночи (т. е. семь ночей для девственницы и три – для недевственницы) нельзя посещать мечеть для вечерней и ночной коллективной молитвы, если жена в связи с его выходом будет чувствовать одиночество. Если муж хочет поехать куда-либо и желает взять с собой одну из жён – он бросает жребий и берёт с собой ту, на которую выпал жребий. В этом случае он не должен возмещать другим жёнам время, проведённое с ней в пути. Если одна из жён дарит свою ночь мужу, то муж имеет право провести эту ночь у любой другой жены.

Если муж заметит со стороны жены признаки ослушания, то он делает ей назидание словами «побойся Аллаха в выполнении обязательств, которые возложены на тебя по отношению ко мне!» Также нужно разъяснить жене, что ослушание с её стороны снимает с мужа ответственность обеспечивать её, пока она находится в ослушании, – ведь, возможно, в ней скрывается причина такого её поведения, или же она раскается в том, что себя так повела.

Мужчинам следует помнить, что вторая жена – это огромная ответственность как перед второй, так и перед первой! Что берёт он это на себя только по предписанию Всевышнего, так как ничего в этом мире не делается без Его повеления. Что дана ему она не как «вторая», а как «жена», так как в Шариате отсчёта «на первый, второй» – нет! Соответственно, отношение должно быть к любой из них как к жене, как к хозяйке, как к той, за которую ты будешь держать ответ перед Создателем. Если же берёшь жену с намерением «приятно провести какое-то время, а как что-то не устроит – дать развод и отправить подальше», то такой брак вовсе считается неправильным и недозволенным Шариатом! А если кто-то считает, что с женой можно договориться и попросить её дать вам «халал» (разрешение) на проведение ей положенных ночей рядом с другой, или же угрожать ей разводом, если она решила воспользоваться этим правом, даже по истечению времени, – знайте и помните, что вы будете спрошены за всё, и что Шариат вам это не позволяет! И если вы не боитесь предстать на Том свете, «волоча за собой свою половину», тогда Всевышний вас рассудит... «Лучший из вас тот, кто лучше относится к своим жёнам!» А пользоваться слабостью женщины перед мужским полом не подобает ни одному мужчине, следующему правильным путём Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

 

Ревность

 

Ревность – это показатель интереса к человеку, в которого мы влюблены. Нет ревности – нет интереса, нет влюблённости. Ревность – признак любви. Ревность всегда делает маленькое – большим,  подозрения – истиной. Поэтому проявляемая супругами ревность должна  быть умеренной, не выходящей за рамки дозволенного Шариатом.

Согласно Шариату, нельзя отслеживать каждый шаг жены или мужа, выдвигать беспочвенные обвинения, так как это разрушает взаимное доверие и любовь, создаёт в семье дисгармонию. Ведь чрезмерная ревность иногда рушит и саму любовь, и зачастую приводит к разрушению семьи. Поэтому Ислам запрещает частое проявление подозрительности.

В Коране говорится: 

"يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ وَلَا تَجَسَّسُوا..."  الحجرات\ 12

(смысл): «О уверовавшие! Избегайте частых предположений (домыслов), ибо некоторые предположения (домыслы) – греховны. Не выслеживайте …» (сура «Аль-Худжурат», аят 12).

Запрещается шпионить, выслеживать друг друга, что обычно является следствием подозрений, также выискивать недостатки людей и то, что скрыто от глаз других. Также запрещается  без причины подозревать или обвинять жену в измене и т. д.

Четвёртый праведный халиф и сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Не излишествуй в ревности к жене, иначе из-за тебя будет опорочена её репутация».

قَالَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ " إِيَّاكُمْ وَالظَّنَّ فَإِنَّ الظَّنَّ أَكْذَبُ الْحَدِيثِ ..."   رواه البخاري

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:  «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо поистине дурные мысли – это самые лживые слова…»  (Аль-Бухари).

Необходимо придерживаться умеренности в том, что касается ревности, так как умеренная ревность не только необходима, но и похвальна.

В достоверном хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается:

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ "مِنْ الْغَيْرَةِ مَا يُحِبُّ اللَّهُ وَمِنْهَا مَا يَكْرَهُ اللَّهُ

فَأَمَّا مَا يُحِبُّ فَالْغَيْرَةُ فِي الرِّيبَةِ وَأَمَّا مَا يَكْرَهُ فَالْغَيْرَةُ فِي غَيْرِ رِيبَةٍ"     ابن ماجه

 «Одни проявления ревности Аллах любит, а другие – ненавистны Аллаху. Те же, что любит Аллах, – когда есть основания для ревности. Те же, что ненавистны , – когда нет никаких оснований для ревности» (Ибн Маджа).

Женщина должна сторониться чужих мужчин и быть как можно скромнее с ними. Если вдруг придётся говорить с ними,  она должна притуплять взор и не находиться в том месте, которое будет вызывать какие-либо подозрения.

Муж должен ревностно относиться к своей жене, к пренебрежению ею запретов Шариата. Он должен запрещать ей ходить в порочные места, где совершаются непристойные поступки и распутство.  Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине Аллах ревнив и мусульманин ревнив. Аллах ревнует, чтобы верующий не совершал то, что Аллах ему запретил» (Муслим).

Что касается именно женщины, то она не может быть освобождена полностью от ревности, ибо это приводит к безразличию по отношению к мужу. Но она должна следить за собой, чтобы ревность проявлялась умеренно и это не заставляло бы её совершать поступки, выходящие за рамки дозволенного Шариатом и вызывающие гнев Всевышнего.

Ревность проявлялась и среди жён Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).  Мать правоверных и жена Пророка (мир ему и благословение), Айша (да будет доволен ею Аллах), рассказывала: «Я не ревновала ни к одной из жён Пророка (мир ему и благословение) так, как ревновала к Хадидже (да будет доволен ею Аллах), хотя она умерла за 3 года до того, как он взял меня в жёны, потому что он постоянно говорил о ней и часто приказывал зарезать овцу и делить её между людьми как милостыню в память о Хадидже (да будет доволен ею Аллах). И я часто говорила ему: «Как будто в мире не было никого, кроме Хадиджи (да будет доволен ею Аллах)!» Но он отвечал мне: «Она была моей женой и родила мне ребёнка» (Аль-Бухари).

Если задуматься, то ревнивому человеку и повод не нужен, чтоб испортить настроение себе и окружающим. Порой просто взгляд не в ту сторону или шутка не на ту тему могут привести семью к ссоре. А в полигамной семье чувство ревности растёт с геометрической прогрессией. И, как понимаете, ревность обычно проявляется с женской стороны. Мужчина, в свою очередь, служит либо причиной этих ссор (как считают женщины), либо их жертвой (так считают мужчины). В обоих случаях каждый должен сначала винить себя и исправлять свои ошибки, а только после их исправления – помогать исправиться своей половине. «Какие могут быть у нас ошибки?» – подумали сейчас и мужчины и женщины, считая своё поведение полностью оправданным и правильным. Перечислять все ошибки тяжело, да и нереально охватить их одной статьёй, но задуматься над некоторыми из них можно и нужно.

Что же касается женщин, то ошибок у них намного больше. Пишу я так не потому, что я мужчина и хочу поддержать «мужскую солидарность». А потому, что большинство женщин забывают и не вспоминают своего предназначения, то есть для чего они изначально были созданы, с помощью чего или кого они могут «войти в Рай через любые врата». Помните: не каждой дано иметь мужа – и на вашем месте полноправной жены, даже второй или… хотела бы оказаться, уверен, любая одинокая женщина. Научитесь ценить мужа, научитесь понимать его, осознавать, как нелегко ему даётся соблюдать «неравное», на ваш взгляд, «равенство». И поймите, с вас Всевышний спросит: почему не делали шукру за то, что есть муж, почему не радовали его, почему оставляли его без внимания, почему спокойно засыпали, когда муж был сердит на вас, тогда как в хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Молитвы трёх людей не поднимаются выше их ушей: сбежавшего раба, пока он не вернётся; женщины, которая засыпает, когда её муж гневается на неё; и правителя, которым недоволен его народ» (ат-Тирмизи).  Если же считаете, что во всём – вина мужа, то просто вспомните, какие тяжести переносили матери правоверных, жёны Пророка (мир ему и благословение), его дочь и жёны сподвижников. Всевышний в Коране говорит:

"أَمْ حَسِبْتُمْ أَنْ تَدْخُلُوا الْجَنَّةَ وَلَمَّا يَأْتِكُمْ مَثَلُ الَّذِينَ خَلَوْا مِنْ قَبْلِكُمْ مَسَّتْهُمُ الْبَأْسَاءُ وَالضَّرَّاءُ وَزُلْزِلُوا..."   البقرة /214

(смысл):  «Или вы полагали, что войдёте в Рай, не испытав подобного тому, что постигло , живших до вас? Поражали их беды (чрезмерная нищета) и тяготы (болезни), и подвергались они потрясениям (разными бедами, обрушивающимися на них)...» (сура «Аль-Баккара», аят 214).   Примите это всё как испытание и пройдите его с уверенностью в том, что сделали всё, чтобы вызвать довольство и Создателя и своего мужа. «За трудностью будет облегчение» – и вы обязательно будете вознаграждены за терпение и старание!

В сборнике хадисов имама Ахмада и ан-Насаи также сообщается, что Абу Хурайра рассказывал, как Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили: «Какая жена является наилучшей?» Он ответил: «Та, которая радует мужа, когда он смотрит на неё, повинуется ему, когда он что-нибудь велит ей, и не противоречит мужу, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, как она расходует его имущество»  (ан-Насаи). Имам Ахмад и другие передали и такой хадис: «Когда жена причиняет мужу страдания в этом мире, то его жёны из числа (райских) гурий говорят: "Не мучай его! Да погубит тебя Аллах! Он – всего лишь твой гость, и очень скоро расстанется с тобой и будет с нами"».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Мне был показан ад. И оказалось, что большинство из его обитателей – женщины, проявлявшие неблагодарность». И сподвижники спросили: «Они не уверовали во Всевышнего?» На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния, которые им оказывали. Если ты долго будешь совершать добро какой-нибудь из таких женщин, а потом она увидит от тебя нечто такое, что ей не понравится, то обязательно скажет: "Я никогда не видела от тебя ничего хорошего"» (аль-Бухари, Муслим).

Нередки случаи, когда возникает спор в семье из-за какой-то мелочи. Например, мужу не понравился какой-то ваш поступок, он выговаривает вам, а вы, якобы оправдываясь, пререкаетесь с ним, разгорается семейный скандал, в результате – испорченное настроение, нервы. А не лучше ли поступить проще и сказать так, например: «Да, я ошиблась, в следующий раз сделаю так, как хочешь ты!» И пусть даже правда была на вашей стороне, но так хочет ваш муж, и, подчиняясь ему, вы всё равно останетесь правой. В этом и заключается женская мудрость: «побеждать – проигрывая». Поверьте, для женщины это очень важно.

 

Садака, на развитие сайта:
Направление Киблы
Вверх