Казахстан начал реализацию программы "100 шагов по реализации пяти институциональных реформ". В контексте недавно завершившегося Астанинского экономического форума (АЭФ) программа нового срока президента Нурсултана Назарбаева, как уже окрестили "100 шагов", обсуждалась довольно широко с точки зрения как ее содержания, так и возможностей имплементации ее составляющих в других странах. Некоторые направления вызвали особый интерес и дискуссию экспертов.
Прежде всего, отмечу, что посредством "100 шагов" планируется реализация пяти институциональных реформ: формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, нация единого будущего, транспарентное подотчетное государство. Теоретически, эти направления весьма актуальны для большинства постсоветских стран, включая Россию. Остановимся лишь на нескольких наиболее интересных шагах, важных для нашей страны и в плане взаимной выгоды и в качестве "успешных практик".
Во-первых, шаг 65: "Интеграция Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки. Запуск проекта по созданию мультимодального транспортного коридора "Евразийский Трансконтинентальный Коридор", который позволит осуществить беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу. Транспортный коридор будет проходить по нескольким направлениям. Первое направление - через территорию Казахстана, Российской Федерации и далее в Европу. Второе направление - через территорию Казахстана от Хоргоса до порта Актау, далее по Каспийскому морю в Азербайджан, а затем через Грузию. Привлечение к проекту в будущем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, созданного в конце 2014 года". Во-вторых, шаг 70: "Создание международного финансового центра Астана (AIFC) на базе инфраструктуры ASTANA EXPO 2017 с приданием ему специального статуса. Закрепление особого юридического статуса финансового центра в конституции. Становление Центра в качестве финансового хаба для стран СНГ, а также всего региона Западной и Центральной Азии. Создание независимой судебной системы с собственной юрисдикцией, которая будет функционировать на принципах английского права. Судейский корпус формируется из числа иностранных специалистов. В перспективе финансовый хаб Казахстана должен войти в 20 передовых финансовых центров мира". Отмечу, что Россия тоже пыталась решить соответствующие задачи, но пока без ощутимого результата. Что касается Казахстана, то его шансы более высоки, поскольку качество государственного управления в настоящее время оценивается экспертами значительно выше. Попытка использовать английское право также вполне логична: в мире по-прежнему очень много свободных денег, но все меньше и меньше денег инвестиционных. Просто потому, что вложить их с прибылью становится все сложнее и сложнее.
Именно по этой причине необходима региональная интеграция. Но для того, чтобы создать эту самую региональную систему, нужны инвестиции. Здесь и сейчас. Россия может обойтись и своими собственными инвестиционными ресурсами (другое дело, что пока мы этого не делаем), для Казахстана внутренних ресурсов недостаточно. Значит, нужно привлекать иностранные, предлагая им новые модели получения прибыли. Но в этом вопросе нужно спешить - кто опоздает, будет вынужден пользоваться чужой инфраструктурой, и, соответственно, за нее платить. При этом я не исключаю, что нынешние тренды как раз приведут к тому, что именно Астана станет главным финансовым центром не только Казахстана, но и всего ЕАЭС, включая Россию. Есть ли в этом не совсем приятный для нас момент? Наверное, да. Но в этом нет ничего удивительного: господство компрадоров, которые сегодня управляют нашими финансами и экономикой, еще никого до добра не доводило.
Главное - в другом. Сегодня активно обсуждается та часть "100 шагов", которые ведут к созданию Казахстаном инфраструктуру для "подключения" к основным финансово-экономическим центрам - в Нью-Йорке, Лондоне или Гонконге. В этом случае речь идет о том, что в рамках ЕАЭС (которое будет сильно расширяться, в том числе за счет стран, которые никогда в СССР не входили) будет строиться новая региональная инфраструктура, в том числе - транспортная и финансовая.
Разумеется, у России как у самой большой и богатой страны ЕАЭС была возможность начать эту работу по своему сценарию, но, в силу уже упомянутой специфики управления экономикой, от этого мы отказались. И Казахстан вынужден был взять управление на себя. Фактически, это значит, что лет через 10 - 15, максимум через 20, когда ЕАЭС более или менее окончательно сформируется, "вес" Казахстана в этом объединении будет существенно больше, чем на момент создания организации и тем более в 1994 г., когда президент Назарбаев впервые озвучил идею Евразийского союза. Это говорит о многом. О том, что руководство Казахстана думает о будущем, о том, что там есть толковые государственные менеджеры. Но и о том, что этих менеджеров специально готовят под новые задачи. В руководстве Казахстана понимают, что нужно ударными темпами найти ресурсы для построения соответствующей инфраструктуры и для этого можно даже пойти на небольшие уступки... Ну и много еще о чем говорит - и каждый раз не в пользу эффективности аналогичных программ, реализуемых Россией. По сути, здесь даже нет элемента конкуренции. Инвесторам просто некуда деваться - если в России эффективных вложений не видно, вкладываться нужно туда, где тебя понимают. Будет ли послезавтра в Казахстане работать международный арбитраж в рамках английского права (которое, с хозяйственной точки зрения, действительно лучшее в мире, другое дело - в чьих интересах оно применяется) - это вопрос, но сама по себе такая постановка вопроса крайне привлекательна для инвесторов. А значит, решает актуальные для Казахстана задачи. Разумеется, я согласен не со всеми шагами и приоритетами. Например, приватизация сельхозземель, если ее рассматривать применительно к России, крайне опасна. Но будем надеяться, что система соответствующего контроля в Казахстане будет эффективной. В целом, руководство Казахстана делает сейчас то, что должна была бы делать Россия, что рождает весьма смешанные чувства: сожаление по поводу упускаемых нами возможностей и респект в отношении экономической программы соседей.
По материалам статьи Михаила Хазина, экономиста - действительного государственного советника РФ III класса в отставке. С осени 2002 года - Президента компании экспертного консультирования "Неокон". Михаил Хазин, постоянный участник международных экономических форумов. Один из идеологов Евразийской интеграции.