Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров вместе со своей семьей и ближайшим окружением посетил Саудовскую Аравию. Самым значимым моментом визита стало внеплановое открытие дверей Священной Каабы для матери главы республики Аймани Кадыровой. Явление это редкое в мусульманском мире и говорит о высоком уважении, оказанном королем Саудовской Аравии Рамзану Кадырову и его семье. Фактически допуск в святыню можно расценивать как укрепление взаимоотношений России с исламским миром, в которых Рамзан Кадыров выступает как посредник и доверенное лицо президента РФ.
Мусульманский мир и политика гораздо тоньше, чем традиционная европейская. Если у нас построено всё на светских взаимоотношениях, то там главную роль играет религия, и даже незначительные жесты доброй воли означают больше, чем подписанные договоры о дружбе.
Примерно 100 лет назад доступ в Священную Каабу был открыт. Не все, конечно, могли посетить священный дом, но более-менее состоятельные паломники имели доступ внутрь и возможность оставить в дар свои приношения. На сегодняшний день посещение Священной Каабы — событие весьма и весьма редкое. Верующие из разных уголков планеты могут только приблизиться к черному кубу Каабы — кому больше повезет. Максимум паломники могут прикоснуться к Черному Камню.
Что касается открытия дверей Дома Бога, то это бывает крайне редко, по особому распоряжению, и лишь для особо высокопоставленных лиц или глав государств. При этом стоит отметить, что это случается, как правило, только во время традиционного мытья стен храма — традиции, начало которой было положено еще самим Пророком.
Для мусульман Кааба не просто достопримечательность, это, согласно Корану, первое сооружение, возведенное людьми непосредственно для поклонения Богу. И Дом Бога охраняется не только властями, но и самими верующими, чтобы не нарушить покой и тишину священного места.
Фактически внеплановое открытие дверей самого священного места для мусульман — жест дружбы и почтения со стороны короля Саудовской Аравии Рамзану Кадырову как доверенному лицу президента России Владимира Путина. И сам глава Чечни это понимает — на встрече с заместителем наследного принца, министром обороны Королевства Саудовская Аравия Мухаммедом бен Салманом он напомнил слова президента России Владимира Путина о том, что Россия является лучшим другом исламского мира.
Арабист, профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач отметил высокий статус визита Кадырова, так как глава республики был приглашен наследником наследника престола — третьим человеком саудовской государственной политики, принцем Мухаммедом бен Салманом, когда он находился в Санкт-Петербурге.
— Тогда в программу его пребывания входили три встречи — с шейхом Равилем Гайнутдином, и.о. президента Татарстана Рустамом Миннихановым и главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым. В случае с Татарстаном вопрос касался того, что Минниханов рассказывал о потенциальной привлекательности Татарстана, тогда как на сайте Рамзана Кадырова было сказано, что саудовская сторона уже планирует осуществлять в Чеченской Республике проекты экономического характера. Из этого следует вывод, что Саудовская Аравия, которая сегодня в силу многих причин стремится к развитию отношений с РФ, скорее всего, будет делать это при опоре на мусульманские регионы РФ. В рамках этих регионов, несмотря на всю значимость Татарстана (там проходит ряд международных встреч российской политической и предпринимательской элиты с представителями стран — членов Организации исламского сотрудничества), ведущую роль отдали Кадырову, — подчеркнул профессор, добавив, что если рассматривать мусульманские регионы в целом, то Чечня, возможно, станет окном к сотрудничеству в плане миграции инвестиций с саудовской стороны в РФ.
— Если такое произойдет, то роль Кадырова, как и роль Чечни, усилится, это важно для него как для российского политика, — уверен Григорий Косач.
Растущая роль Кадырова в исламском мире видна и на примере длительной борьбы США и России за арабский мир. Выигрывает пока Россия, это можно было проследить и по ситуации вокруг введения санкций против России. Весной прошлого года президент США Барак Обама посещал Саудовскую Аравию и другие государства с тем, чтобы они поддержали антироссийскую позицию Штатов, однако до сих пор ни одна мусульманская страна не поддержала США. Стоит отметить, что до визита Обамы в Саудовскую Аравию, а также Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Иорданию и Израиль навестил президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров, который провел несколько встреч на высшем уровне, впоследствии назвав их «плодотворными».
По словам первого зампреда Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Рушана Аббясова, безусловно, роль Рамзана Кадырова в последнее время уникальна, тем более что о чеченском народе прежде вещалось на страны Востока через западные СМИ много негативного.
— Теперь эти страны убедились воочию, что народ Северного Кавказа защитил нашу Россию от развала. Во многом здесь есть заслуга и Ахмата Хаджи Кадырова сперва как муфтия, а потом и президента Республики Чечня — он боролся за целостность страны, и, конечно, Рамзана Кадырова, который это дело продолжает. Он борется с экстремистами, радикалами, идеями «Аль-Каиды» и ИГИЛ. Сегодня наши отношения с исламским миром развиваются. Об этом говорил и президент, когда нашу страну приняли в наблюдатели в Организацию исламского сотрудничества — это вторая по численности после ООН организация содружества исламских государств. И в этом отношении во многом благодаря и Рамзану Кадырову идет очень большая работа, — уверен Рушан Аббясов.
Помимо Кадырова, вес имеют представители бизнес-элиты из мусульманских регионов, главы этих регионов, главы духовных управлений. Из глав субъектов в основном это Кадыров, Минниханов (Татарстан), Хамитов (Башкирия), считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
— Кадыров – один из тех деятелей российской общественности и политики, который имеет влияние в арабском мире. И справедливо, что российской дипломатии нужно использовать потенциал этих лидеров для установления контактов, прочного диалога с мусульманским мировым сообществом. Наиболее серьезные шансы занять лидерство в этом трио у Рамзана Кадырова. Но при этом ему нужно стремиться к максимальной респектабельности имиджа, ликвидации агрессивных настроений, что очень важно для установления наиболее крепких связей и договоренностей с мировыми лидерами Востока, который, как известно, дело тонкое, — говорит Орлов.