MP3
04.11.2016 Пятничная проповедь(хутба)
3 Сафара 1438
Форум мусульман Байкальского региона

Соборная мечеть г. Иркутска

М
20.04.2015
Соборная мечеть г. Иркутска

Адрес: г. Иркутск, ул. Карла-Либкнехта 86.

Так же, есть мечеть на плодово-овощной базе пос. Жилкино, ул. Толевая(около кафе Сияшь.) где любой желающий может прийти на Джума-намаз, по пятницам.

При Соборной мечети г. Иркутска функционировала учебная секция, где в 2-х учебных залах читались курсы арабского языка. Регулярно проводятся публичные лекции священнослужителей.

 

 

 

История Иркутской мечети.

В 1884 крестьянин Уриковской волости Иван Осипович Ботов представил в Иркутскую городскую управу заявление с просьбой разрешить построить 1-этажный деревянный дом на принадлежащем ему участке земли. Разрешение на постройку было получено, а в 1887 это недвижимое имущество было продано за 2000 рублей татарину Шафигуллину.

Согласно закону (Устав строительный), мечеть могла быть открыта только тогда, когда количество прихожан было равно или превышало 200 человек мужского пола. Были и другие требования: общество, желающее составить новый приход, должно было подтвердить свои финансовые возможности для содержания мечети и нужного при ней духовенства, что оформлялось соответствующим общественным приговором.

30 июня 1890 братья Шайхулла и Загидулла Шафигуллины, крестьяне Казанской губернии Цивильского округа Агзигитовской волости, подали прошение Иркутскому губернатору с просьбой разрешить в г. Иркутске устройство мечети, а также принять под мечеть в качестве пожертвования недвижимое имущество, состоящее по 3-й части г. Иркутска на Саломатовской улице. С получения отказа началась настойчивая борьба местной магометанской общины за разрешение открытия мечети, которая продлилась около 7 лет.

Ходатаями выступали все те же братья Шафигуллины, самые состоятельные и грамотные из иркутских татар. Анализируя переписку Шафигуллиных с властями, можно прийти к выводу, что полицейское управление с большой настороженностью отнеслось к перспективе открытия мечети и пыталось найти законные способы отказа. Такими причинами были названы численность и сословный состав магометанского населения Иркутска. Из-за позиции противостояния полицейского управления и магометанской общины Иркутска по вопросу открытия мечети, в конце XIX в. дважды проводилась перепись иркутских мусульман, благодаря чему сохранились сведения о численности, сословиях, роде занятий членов общины.

По требованию генерал-губернатора от 17 августа 1890 г. городское полицейское управление собирает сведения о количестве жителей Иркутска магометанского вероисповедания, при этом особое внимание было обращено на показатель сословия, особенно мещанского.

Прошение Шафигуллиных вновь было отклонено, так как:

«магометан, приписанных к Иркутскому мещанскому обществу, значилось всего лишь 30 человек, по большей части составляющих потомство ссыльных и вряд ли обеспеченных материально, чтобы иметь возможность поддерживать постройку мечети»

В декабре 1895 г. составляется новый полный список магометан Иркутска, по каждой полицейской части, с указанием сословий, места приписки, пола, рода занятий. Данная перепись магометан, судя по всему, удовлетворила Иркутское губернское управление, и в апреле 1896 иркутский губернатор Светлицкий направляет в департамент духовных дел иностранных вероисповеданий министерства внутренних дел письмо, в котором выражает свое отношение к поставленной проблеме. Препровождая прошение Шафигуллиных, вместе с приложенным к нему удостоверением иркутского указного имама, муллы Беймуратова, о том, что жертвуемый просителями дом может временно служить для молитвенных собраний, иркутский губернатор делает важную приписку. А именно: указывает, что, со своей стороны, полагал бы справедливым ходатайство это признать заслуживающим удовлетворения, ввиду изложенных в прошении Шафигуллиных соображений.

11 декабря 1896 Шайхулле Шафигуллину было выдано подписанное губернатором Светлицким удостоверение на разрешение приспособления деревянного дома к размещению в ней мечети до постройки новой соборной. Летопись Н. С. Романова отмечает, что в декабре 1897 магометанская суннистская мечеть была достроена.

В основу ее архитектуры легли традиции городского деревянного зодчества Иркутска XIX в., отличающегося высоким уровнем строительного мастерства и художественно-декоративного качества. Бревенчатые стены здания были обшиты калеванной доской под руст, украшены накладными элементами на тему ордерной системы и дополнены узорной резьбой. Особый интерес представлял минарет. Его прообразом послужили минареты татарских мечетей Среднего Поволжья. Установленный прямо на коньке кровли, он завершался остроконечным восьмигранным шатром, задавая неповторимый образ.

Особенно значимой фигурой магометанской общины был имам. В соответствии с традициями и по закону (Устав духовных дел иностранных исповеданий) мусульманское духовенство ведало, помимо дел о богослужении, обрядах, также совершением и расторжением браков, ведением метрических книг, разбором исков по завещаниям, по разделам имущества, о неповиновении детей родителям, о нарушениях супружеской верности. Для избрания муллы и других духовных чинов в магометанский приход необходимо было согласие не менее двух третей глав семейств, составляющих данный приход.

С 1890 по 1917 обязанности указного муллы в Иркутске исполнял Хатып хазрат Мударис Мухамед Гарыф Беймуратов. На него возлагалось исполнение богослужения, ведение метрических книг, а также обучение в медресе. Исходя из этих прямых обязанностей, мулла был в центре жизни иркутских татар, знал всех жителей-магометан, членов семей, их проблемы. Своей задачей он считал сохранение религиозности, благонравия, выполнение обязанностей по благотворительности.

Небольшое деревянное здание не могло вместить всех прихожан. Вскоре после начала службы был организован сбор средств на строительство нового каменного здания. Самый большой денежный взнос сделали братья Шафигуллины. Строительство началось в июне 1901 на Саломатовой улице, рядом со старой мечетью. В основу ее проектного решения легли образцы каменных мечетей Среднего Поволжья, в частности, города Казани, отличающиеся своеобразием влияния европейской и православной архитектуры. Это выразилось как в архитектурной деталировке, так и в общей композиции, со строгой симметрией и развитостью продольной оси, вдоль которой последовательно расположены основные ее элементы: высокое крыльцо, входной объем с минаретом, сунэт и, наконец, основной зал и михраб. Особую выразительность придает постройке то, что она выполнена из массивных каменных блоков природного камня, обработанных с особой тщательностью. Стилистика постройки заимствовала как образы древних культовых сооружений Поволжья, так и черты эпохи эклектики и модерна. В образе минарета прослеживается также влияние архитектуры мечетей Турции и Египта.

В декабре 1905 соборная суннитская мечеть начала свою деятельность. Большое участие в строительстве новой мечети принял и купец Торпищев, который, помимо денежных пожертвований, выбрал место раположения у подножья Петрушеной горы (ныне ул. Невского). Первоначально мечеть была с деревянным минаретом, который снесли в первые годы Советской власти. При мечети были организованы библиотека, школа, приют для сирот и инвалидов, столовая для бедных.

Объявление:

Уточнения, адреса, телефоны, фотографии мечетей Иркутской области просьба отправлять по адресу mail@islam38.ru.

Направление Киблы
Вверх