Говорить о ситуации в Крыму и не затронуть религиозный аспект общественной жизни равносильно игнорированию важнейшей ее составляющей. Конечно, сегодня трудно найти страну, которая бы не сталкивалась с религиозными проблемами.
В Крыму именно период «перезагрузки» высветил самые острые углы, обнажил болевые точки… и заставил всерьез задуматься не только о вере во Всевышнего, сколько о вопросах государственной безопасности. А разобраться во всех этих проблемах нам помог муфтий Таврического муфтията Руслан Нариманович Саитвалиев.
На состоявшейся вчера, 19 марта в Симферопольском офисе информагентства «Россия сегодня» пресс-конференции, посвященной Первой годовщине возвращения Крыма в состав России и роли в этом историческом событии крымских татар, муфтий Руслан Саитвалиев был более чем откровенен и не просто называл вещи своими именами, но давал характеристики и показывал корни явлений, выходящие далеко за рамки религиозных вопросов.
- Почему нам необходим новый состав Курултая крымско-татарского народа? Не просто потому, что нынешний не отражает интересов народа и был избран далеко не демократическим путем – мы должны выбрать людей достойных, которые будут работать на благо всего народа Крыма. Мы видим, как в Крыму работает такая структура как ДУМК (Духовное управление мусульман Крыма), ставшая карманным муфтиятом меджлиса. Мы видим, как под крылом этого ДУМК в Крыму развиваются такие религиозные структуры и течения, которые не имеют с исламом ничего общего. Хуже того, они тормозят и всячески препятствуют развитию традиционного ислама, который исторически присущ некоторым народам Крыма. Верующих стали разделять на тех, кто придерживается традиционного ислама и тех, кто исповедует нетрадиционные течения.
ДУМК открыто насаждает идеологию, чуждую крымско-татарскому народу, под его крылом прекрасно себя чувствуют ваххабиты и Хизб-ут-Тахрир, «Братья-мусульмане». Поэтому и стал очевидным и неизбежным раскол в крымско-татарской среде.
На словах-то все твердят о единстве, об объединении мусульман, но раскол произошел именно под влиянием сектантства.
Таврический муфтият и образовался во имя объединения мусульман вокруг наших традиционных национальных ценностей. Мы понимаем, что нельзя политизировать религию, но так же очевидно, что мы не можем быть вне политики. Мы живем в мире, где необходима взаимоподдержка. Тем более, что мы вошли в российское духовное пространство и нам необходимо влиться в российское общество.
После пресс-конференции мы продолжили беседу с муфтием Саитвалиевым уже по конкретным вопросам, представляющим особый интерес и беспокойство. Просто не верилось, что в Крыму спокойно работают структуры, запрещенные во многих странах, в том числе и в самой России! Руслан Саитвалиев уверяет:
- Адепты Хизб-ут-Тахрир ведут здесь свою работу, и против них никто здесь не выступает, кроме нашего Таврического муфтията. Глава ДУМК ни разу не выступил против ваххабитов или хизбутовцев. Напротив, когда министр внутренних дел заявил о борьбе с этими течениями, глава ДУМК по телевидению заявил, что никого не даст и пальцем тронуть, мол, это наши соотечественники, мы сами разберемся и пусть к нам никто не лезет. Более того, ДУМК их поддерживает, предоставил им хороший плацдарм – мечети для пропаганды своей идеологии. Я ответственно заявляют, что большая часть мечетей в Крыму находится в руках ваххабитов и хизбутовцев. А тех, кто выступает против этих течений, лишают всякой поддержки. В лучшем случае, нас просто не видят, с нами никто не работает, даже власти не поддерживают с нами никаких отношений. Нам остается только верить и надеяться, что со временем все поймут, с кем нужно вести диалог и работать.
- А откуда поступают финансовые средства для поддержки этих течений?
- Есть организация, которая сейчас называется «Созидание». Она и осуществляет финансовую подпитку, и потоки денег серьезные…
- Откуда?
- Из-за рубежа. Помогают деньгами Катар, Саудовская Аравия, другие известные спонсоры нетрадиционного ислама.
- То и дело в прессу просачивается информация о боевиках, которые вербуются в том числе и в Крыму для войны в Сирии, других «горячих точках». Это в основном и есть ваххабиты и хизбутовцыы?
- Мы не знаем точное количество, но по разным данным где-то около 400 человек уехали в Сирию. Воевали, затем вернулись, когда Джемилев формировал батальон «Крым», воевали на Юго-Востоке Украины.
- Но они могут вернуться в Крым, обученные и подготовленные…
- Конечно. Многие у нас слишком беспечны: говорят, раз взрывов нет, то и проблем нет. Но разве обязательно нужно дожидаться, когда прогремят взрывы? Нам нужно гасить проблемы до того, как начнут греметь взрывы. Опасна уже сама по себе идеология этих течений. И если мы сейчас не будем сообща бороться против этих течений, то мы окажемся очень недалеко от того, что произошло в Сирии. Сегодня люди, которые пытаются дестабилизировать ситуацию в той или иной стране используют сектантство. Сам ислам – это все знают – призывает только к добру. Мы не видели никакого вреда от мусульман, пока не появились ваххабиты и хизбутовцы. Мы жили в мире с любыми конфессиями, строили мирное сосуществование, и даже не запрещали браки с немусульманами. Мы хотим и дальше жить со всеми в мире и благополучии.
Понимание корней и движущих сил любого явления – это уже половина успеха. Мне запомнились слова Таврического муфтия о том, что «нельзя политизировать религию, но так же очевидно, что мы не можем быть вне политики». Тем более тогда, когда политики используют религию в своих, зачастую совсем не гуманных целях. Для нынешнего Крыма непростительно НЕ ВИДЕТЬ опасности, исходящей от нетрадиционных течений ислама. Если политических оппонентов можно переубедить, можно купить, можно напугать, то с религиозным экстремизмом все политические методы борьбы не эффективны, просто бесполезны. Поэтому просто бессмысленны любые акции устрашения или попытки взывать к любви и милосердию: религиозный экстремизм безжалостен и беспощаден даже к своим соратникам, он не боится смерти и презирает деньги. И если он пускает корни в каком-то регионе, завтра может быть уже поздно бороться методами убеждения.
Крым, не проспи надвигающуюся опасность!