Мы продолжаем вас знакомить с исламом в европейских странах. На этот раз речь пойдет о таком государстве, как Польша. О том, как туда пришел ислам, как развивался и какие трансформации с ним происходят в современных реалиях в рамках курсов повышения квалификации «Мусульманские сообщества и механизмы воспроизводства религиозного знания в России и странах Европы» рассказала Агата Налборчук, заведующий кафедрой европейского исламоведения Восточного факультета Варшавского университета.
На первый взгляд, Польша – именно та страна, которая меньше всего связана с исламом, ведь до сегодняшнего дня большая часть населения – практикующие католики. Нельзя не учесть и тот факт, что географически страна расположена на востоке католической Европы, что оказало свое влияние на менталитет граждан Польши. Несмотря на это, ислам здесь присутствует, причем даже входит в ряд традиционных религий.
- Впервые мусульмане оказались на территории современной Польши в XIV веке. Это были татары, выходцы из Золотой Орды, известные по всему миру в качестве искусных воинов и торговцев. Сначала татары приезжали для кратковременной службы, но в конце XIV столетия Великий князь Литвы Витаутас (прозванный татарами «защитником мусульман») и король находившейся в унии с Литвой Польши Владислав Ягелло начали систематическое расселение татар на пограничных с Тевтонским Орденом территориях. Позже к ним добавились выходцы из Ногайской Орды и Крыма.
Таким образом, мы видим что в результате сложилась своеобразная этническая община, получившая название «татары Липки».
- Легкая татарская кавалерия под предводительством Джелаладдин-хана участвовала в знаменитой Грюнвальдской битве. В XVI–XVII вв. татары-мусульмане активно укоренялись в Польше. Специальными королевскими указами им были дарованы возможности сохранять свои обычаи и религию, причем подчинялись они непосредственно лишь королю и Великому князю. У них было свое небольшое государство.
Большинство татар были сельскими жителями и торговцами, однако наиболее отличившиеся в военном деле были записаны в шляхту — польское дворянство. Интересен тот факт, что, в отличие от многих других европейских государств того времени, польским мусульманам было дозволено жениться на местных женщинах католического и православного вероисповедания.
- В XVIII веке наряду с расширением прав татарского населения Речи Посполитой пошел и процесс полонизации местного мусульманского населения, в результате которого его значительная часть утратила родной язык, хотя и сохранила мусульманскую веру. Всего в то время в Польше при населении приблизительно в восемь миллионов человек проживало около 15 тысяч мусульман, почти исключительно татар.
Присоединение части польских земель к России на рубеже XVIII–XIX веков и нахождение в ее составе вплоть до 1917 года несколько увеличило состав мусульманского населения тогдашнего Царства Польского за счет российских военных и штатских лиц мусульманского исповедания. Об этом сегодня напоминают сохранившиеся до наших дней в варшавском районе Повонзки два кладбища — татаро-мусульманское и кавказско-мусульманское.
Ко времени образования независимого польского государства в 1919–1920 гг. в нем проживало около 6 000 татар-мусульман, причем на тех территориях, которые входят сейчас в состав Литвы или Белоруссии.
- Именно тогда в межвоенной Польше были созданы ассоциации мусульман и татар, началось строительство мечети в Варшаве, прерванное гитлеровской оккупацией. Все это связано с именем первого муфтия страны Якуба Шинкевича (1884–1966), богослова и востоковеда. Он активно способствовал развитию связей польской уммы с арабскими странами, Индией, Пакистаном, был первым переводчиком некоторых коранических сур на польский язык.
В 1922 г. возникло Мусульманское объединение города Варшавы. В 1925 г. было создано Мусульманское религиозное объединение в Речи Посполитой, муфтием которого, стал Якуб Шинкевич, а управляющим органом была Наивысшая мусульманская коллегия. На основании постановления еще 1936 г., государство выделяло субсидии на обучение исламу и некоторые другие нужды мусульманской общины в девятнадцати из существующих мусульманских округов. Выходили такие периодические издания, как «Жиче татарсе» (Życie Tatarskie), «Прегльонд исламски» (Przegląd Islamski) и «Рочник татарски» (Rocznik Tatarski). Количество верующих до 1936 г. составляло около 6 тыс.человек. Тогда татары были польскоязычными гражданами Польши мусульманского вероисповедания.
В январе 2004 г. Департамент по делам вероисповеданий и народных меньшинств Министерства внутренних дел и администрации зарегистрировал Мусульманскую лигу, основанную в 2001 г. Она объединяет мусульман-суннитов, но ее членами могут быть не только польские граждане или лица, постоянно проживающие в Польше, но не имеющие польского гражданства, но также и располагающие разрешением на временное пребывание. По сравнению с Мусульманским религиозным объединением среди членов лиги значительно больший процент составляют лица иностранного происхождения.
В нынешних границах Польши осталось лишь три традиционно татарских поселения — Бохоники, Крушиняны и Сокулка. Значительные татаро-мусульманские общины имеются в городах Белосток, Гданьск, Гожув-Великопольски.
- Есть сведения, что число традиционных татар-мусульман варьируется в пределах 4 000 человек. Общее же количество последователей Мухаммада (мир ему и благословение) колеблется в пределах 30 000 человек.
До 1970-80-х годов татары были единственными последователями ислама. Позднее прибывающие в Польшу эмигранты-мусульмане увеличили число представителей этой религии в Польше. Это были в основном арабы, начинавшие учебу и налаживавшие торговые связи с Польшей, иногда военные беженцы.
Совершенно другую группу представляют собой обращенные в ислам. Их число трудно определить, так как государственные органы не обладают полномочиями собирать официальную информацию о вероисповедании граждан. Мусульманское религиозное объединение в Польше, в состав которого входят татары, насчитывает 800 новообращенных из числа этнических поляков.