Два десятилетия назад в России началось возрождение религиозной и общественной жизни мусульман и мусульманских народов, искони проживавших в России и бывших на протяжение веков соотечественниками, согражданами и добрыми соседями последователей христианства, иудаизма и иных религий и традиций. Весь текст: Московская Богословская Декларация по вопросам джихада, такфира и халифата.
Во имя Аллаха милостивого и милосердного!
II. РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ
1. Не являются джихадом и не имеют к нему никакого отношения убийства, покушения, взрывы, совершаемые фанатиками на Кавказе и в других регионах под лозунгами джихада, борьбы с вероотступниками, под которыми они понимают всех, кто лояльно относится к немусульманам, так как в результате погибают как мусульмане, так и другие люди – те, в отношении которых шариат запрещает кровопролитие и покушение на принадлежащее им имущество.
Подобные действия не имеют ничего общего с исламом, так как в них утрачены и не соблюдаются условия законного и обоснованного джихада и его общепринятых условий, первым из которых является запрет мусульманину совершать поклонение Аллаху.
Всевышний Аллах сказал о подобной ситуации: «Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь - Аллах». Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха» (Коран, сура «Паломничество», аят 22).
Второе условие: приказ о военном джихаде может издать только законный правитель. Когда мусульмане были в Мекке, пророк, мир с ним и благословение Аллаха, не приказывал им вести джихад и притеснять кого-либо. Когда об этом попросили присягнувшие, он сказал: мы не приказывали делать это. Таким образом, джихад является мерой, предпринимаемой властями для защиты имущества и веры, а не действием отдельных людей, приносящим вред себе, другим людям и умме и ведущим к пагубным последствиям.
2. Категорически запрещено убийство мужчины или женщины посредством теракта, взрыва, совершаемого в людном месте, где могут находиться мусульмане и немусульмане, так как шариат запрещает проливать их кровь и покушаться на их жизнь. Этот запрет усугубляется, если это действие ведет к ослаблению позиций мусульман в обществе, порочит их и дает в руки их противников аргумент, с помощью которого они препятствуют распространению ислама, закрывают различные мусульманские просветительские организации и научные центры.
3. Агрессия, посягательство на жизнь и имущество не может быть обоснована и оправдана фактом неверия («куфр») тех, в отношение кого эти действия направлены.
Категорически запрещается чинить препятствия немусульманам, живущим среди мусульман, тем, кто сам обеспечивает безопасность своей жизни, имущества и репутации. Это нельзя делать ни преднамеренно, ни под каким-либо предлогом.
4. Убийство человека на основании его гражданства или каких-либо гражданских документов является вопиющей несправедливостью – актом, противоречащим исламу и наносящим вред исламу.
5. Военные действия не являются оптимальным вариантом решения проблем, особенно сейчас, в эпоху производства оружия массового уничтожения, применение которого противоречит миссии ислама и других мировых религий.
6. Издание некомпетентными лицами фетв по теоретическим и практическим вопросам джихада, хакимийи (вынесение решения), политической лояльности, виновности и невиновности, имущества – является попыткой присвоения себе полномочий муджтахидов, что приводит к появлению ошибочных суждений, ослаблению безопасности в государствах, к пролитию крови невиновных людей, к незаконному присвоению имущества.
7. Недопустим такфир в отношении мусульманина, в отношении которого вынесено суждение о принятии им ислама (независимо от того, является ли он благочестивым или распутником) только на основании его слов или дел, истолкованных как свидетельство неверия. Недопустим такфир в отношении мусульманина без ведома последнего. В этом случае необходимо привести соответствующие аргументы, которые должны опровергать вынесение такого суждения.
Ибн Таймийя сказал, что «никто не имеет права обвинить в неверии мусульманина. Если мусульманин допустил ошибку, должны быть приведены и разъяснены соответствующие доводы. Если же доказано, что он принял ислам, сомнения в отношении него могут отпасть только после того, как будут выдвинуты аргументы и исчезнут все имеющиеся подозрения».
8. Такфир является исключительным правом Всевышнего Аллаха, хвала ему! Ни один человек, даже если он является муджтахидом, обладающим знанием и специалистом по части призыва к исламу, не может выдвигать такфир, готовить и выдвигать аргументы против кого-либо.
Необходимо вынесение юридического (судебного) суждения улемами, которые имеют соответствующие полномочия, удостоверенные опекуном. Выносить суждение по неверию и его признакам в отношении знатных лиц, групп, организаций и целых стран должны обладающие глубокими познаниями улемы, работающие в судебных органах.
В отношении неверия должно быть принято судебное решение, базирующееся на соответствующих положениях и укладывающееся в определенные рамки. Если речь идет о немусульманской стране, этим вопросом должны заниматься уважаемые и известные своими глубокими познаниями и твердостью позиций улемы.
9. Не является запретным делом проявления дружбы по отношению к немусульманам – такие, как посещение больных, доброе отношение к ним, попытки наставить их на прямой путь, поздравления их с прибавлением потомства, с каким-то успехом, с выздоровлением (после болезни). Наоборот, речь здесь идет о проявлении нравственности, к которой призывает ислам. Ибн Таймийя: «Надо навещать их больных, поздравлять их с радостным событием, соболезновать им, когда случается несчастье, как об этом говорил аль-Мурдауи» (4/221).
10. Недопустимо проявление вражды к немусульманину, если последний мирно относится к мусульманам, особенно, если это происходит в процессе проповеди или взаимных заявлений, требующих дружеского отношения.
Разрешается обращаться в местный суд в случае отсутствия законной альтернативы, достаточной для возвращения прав и признания несправедливого характера предыдущего решения.
Это не противоречит основам веры, не умаляет необходимости выполнения долга. Важно, чтобы требования, выдвинутые перед судом, были законными, а выносимые суждения соответствовали истине. Улемы установили, что неверие проявляется в том, что человек считает запрещенное разрешенным, а не в действии. Такое толкование дал Ибн Аббас и другие улемы.
11. После окончания первого века мусульмане не объединялись в одно государство. Существовали государства идрисов в Марокко, Омейядов в Андалусии. Войны, которые вели мусульмане в первые века своего существования, не ставили своей целью создание единого халифата.
Ущерб, наносимый военными действиями, сильнее, чем отсутствие единого халифата.
12. Гражданство, принадлежность к своей Родине – это свойства человеческой души, благодаря которым строятся отношения человека с другими людьми – его соотечественниками, разделяющими его любовь к Родине. Таким образом, мусульманин сосуществует вместе с мусульманами и немусульманами и действует в интересах общей Родины, укрепляя ее силу и мощь.
13. Недопустимо совершать агрессивные действия в отношении немусульман, посягать на их имущество, так как принадлежность к (одной) Родине и сосуществование на ее земле в духе ислама, предполагает справедливое и доброе отношение ко всем ее жителям. Ведь они все как граждане одной страны имеют соответствующие права, хотя бы и исповедуя другую религию. История является лучшим свидетельством справедливого характера ислама по отношению к иноверцам, проживающим среди мусульман и находящихся под властью ислама.
14. Справедливость ислама и мусульман, (мирно) сосуществующих с людьми, имеющими Писание (иудеи и христиане), была настолько очевидна, что удивляла христиан и иудеев, занимавших самые высокие должности при халифах. Ислам запрещает притеснять иудеев и христиан и предписывает справедливо относиться к ним, быть добрым и милостивым по отношению к ним. Ислам не только предписывает оставить их в их убеждениях: «Нет принуждения в религии» (сура «Корова», аят 256), но и указывает на необходимость защиты этих людей, охраны их репутации и гарантии их прав. Ислам предписывает мусульманскому правителю защищать их церкви, храмы, монастыри и другие места отправления (ими) культа, о чем говорится в Договоре о защите («‘акд аз-зимма»), охраняя тем самым их Писание (Танах и Библию) и исполняя обещание их защищать.
15. Необходимо уважать законы страны, в которой живут мусульмане, руководствоваться этими законами, соответствующими вероисповеданию, учитывая тот факт, что эти законы укрепляют такие ценности, как справедливость, человеческое достоинство, уважение человека.
16. Принцип мирного сосуществования и терпимость по отношению к иноверцам являются законом для мусульман и немусульман в исламских странах, а также законом для мусульман и немусульман в неисламских странах.
Такой же закон существовал во времена сподвижников Пророка, мир с ним и благословение Аллаха, живших в Эфиопии. Сподвижники Пророка жили в Эфиопии, не нарушая местных законов, не попирая суверенитет этой страны и не нанося ущерба ее безопасности. При этом они сохраняли свою веру в единого Бога, соблюдали шариат, мудро поддерживая добрососедские отношения с местным населением. Хадис Фиддейка, переданный аль-Байхаки и другими, применим к положению меньшинств (речь идет о том, чтобы исправить себя). В нем говорится: «О Фиддейк, выстаивай молитву, подай закят, изгони зло, живи среди своего народа там, где хочешь!»
17.Отношение к иноверцам. Мусульмане обязаны относится ко всем людям с добрыми намерениями. Всевышний сказал: «Говорите людям хорошее» (сура «Корова», аят 83). В одном из хадисов говорится: «Творец людей творит благое». В другом хадисе говорится: «Мусульманин – это человек, который приветствует людей словами своими, а муджахид – это тот, кто отдает все силы и душу в повиновении Аллаху».
Обратите внимание на слово «люди», включающее в себя и мусульман, и немусульман. Основа отношения к немусульманам зиждется на мирных намерениях и любви между людьми. В хадисе сказано: «Не уверует никто из вас, пока не полюбит он для брата своего так, как любит себя».
В толковании этого хадиса аль-Хафиз Ибн Раджаб говорит: «Братство, упомянутое в этом хадисе, касается всего человечества». Имам ан-Навави, в свою очередь, говорит: «Отношения между людьми и народами основаны на справедливости» (Аллах повелевает быть справедливыми и творить добрые дела), надо творить добро, давать пищу нуждающимся, раздавать бедным часть своих денег во имя единства и солидарности в обществе».
Необходимо относится к исповедующим другую веру дружелюбно и с любовью. Всевышний Аллах сказал: «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним – ведь Аллах любит справедливых!» (сура «Испытуемая», аят 8).
Ибн аль-Араби аль-Малики говорит в этой связи: «это значит, что Вы должны отдавать им часть ваших денег».
18. О свободе совести. Всевышний сказал: «Нет принуждения в религии!» и повелел быть миру. Как сказано в хадисе, «надо мирно относиться к тем, кого вы знаете и кого не знаете».
Ислам – это религия открытости, взаимодействия и сосуществования с иноверцами. Ислам не выступает за изоляцию, не поддерживает обособленность, а исходит из убеждения в необходимости диалога, плодотворного и конструктивного взаимодействия, установления мира, исходя из закона взаимного сдерживания. Ислам провозглашает принцип взаимного сдерживания, а не столкновения цивилизаций.
Сосуществование и диалог между цивилизациями является одним из проявлений принципа мирного цивилизационного взаимного сдерживания, основой предписанного исламом регулирования отношений с другими цивилизациями. Такой подход служит основной цели межцивилизационных устремлений – освоению Земли и борьбы с попытками ее порчи. «И если бы не удерживание Аллахом людей друг от друга, то пришла бы в расстройство земля, но Аллах – обладатель благости для миров!» (сура «Корова», аят 251).
19. Приоритет морали. Истинный суверенитет в мире различных наций и цивилизаций – это суверенитет нравственности (морали), принципов и ценностей, а не господство силы, мощи и насилия. Исходя из этого постулата, мы убеждены в необходимости мирного сосуществования, во взаимодействии, а не в столкновении цивилизаций, в их взаимном сдерживании, а не в борьбе между ними.
20. Метод проповеди ислама. Основа ислама состоит в призыве на путь Господа наилучшим образом. Выдающийся алим, имам, шейх Ат-Тахир Ибн Ашур отметил в своем ценном толковании, что священный аят упоминает о трех средствах призыва («да’ва» – буквально: «приглашение»):
«Зови к пути Господа с мудростью и добрым увещанием и спорь с ними наилучшим образом!» (сура «Пчелы», аят 125).
Ибн Ашур сказал: «Каждый, кто занимает место, схожее с местом пророка, направляя людей и указывая на подобающее людям поведение, должен следовать трем вещам: мудрости, доброму увещанию (проповеди) и обсуждению (спору) наилучшим образом. В противном случае такой человек будет отклоняться от мусульманских обычаев (этикета) и будет недостоин уммы. Он будет опасаться причинить ущерб интересам уммы» (Ибн Ашур, «Ат-Тахрир уа Ат-Тануир», 1/334).
Ислам в основном распространялся путем диалога (бесед), а не силой. Таков наш совет братьям нашим. Именно в это мы верим. Исправляйте себя, почитайте соседей Ваших – мусульман и немусульман. Улемы достигли согласия в том, что сосед-немусульманин имеет право жить рядом с Вами, должен пользоваться уважением, должен быть окружен Вашей заботой.
Распространяйте идеи мира, учите детей Ваших любви и согласию. Именно так будет распространяться и процветать ислам!