Смерть является переходом из одного состояние человека в иное, где его душа, покинув тело, открывает для себя двери совершенного иного мира, через которые отправиться путешествовать в потусторонний мир. Вначале освобожденная от тела душа ангелом Азраилем (мир Ему), предстанет перед ангелами Мункаром и Накиром, сохраняя здравый рассудок, и по своей воле будет отвечать на их вопросы.
После смерти дух умершего возвратят в тело, после чего к нему придут два Ангела, Мункар и Накир, усадят его и спросят: " Кто Господь твой?". На этот вопрос человек даст искренний ответ, в зависимости от которого наступит время первого вознаграждения за наши земные деяния, благодаря которым наша могила превратится либо в цветущий Райский сад, либо примет образ огненной пропасти Гиены огненной и так до самого Судного Дня.
Однако, следовательно преданиям и аятам, его душа будет связан с миром душ, так называемым «Алями-Барзах». Закономерно у большинства возникает вопрос: «Где он находится?» и «Общаются ли души после смерти меж собой?».
Все зависит от деяний и степени духовного положения человека перед Всевышним Творцом. Так например, души павших на пути Аллаха, попаду в Рай и будут питаться там плодами из Райских садов.
Относительно покорных рабов Аллаха существует два мнения богословов. Одни считают, что они так же как, и павшие на пути Аллаха, попадут в Райскую обитель, однако не смогут пользоваться благами, другие же придерживаются мнения, что они не смогут попасть в Рай до Судного Дня, а будут находиться между небом и землей. Души неверующих же будут испытывать страдания, находясь под землей на седьмом слое.
Общение душ также зависит от их местонахождения. По мнению некоторых ученых испытывающие мучения души неверующих людей не будут общаться меж собой, потому как их положение схоже с положением заключенных. А души верующих смогут общаться меж собой, на что указывают некоторые аяты Священного Корана и хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Например, на вопрос «Будут ли знать друг друга умершие?» Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха)ответил так: «Клянусь Аллахом, они знают друг о друге также, как знают друг о друге птицы, сидящие на кронах деревьев».
В другом хадисе Посланник Аллаха поведал следующее: «После того как душа верующего человека освободится, его встретят те, кому пожалована Милость Всевышнего Аллаха, так словно ждут какой-то новости. Ангелы сопровождающие его душу скажут им: «Оставьте его, дайте ему отдохнуть ибо он пережил большие трудности.» Потом его начнут расспрашивать: «Как там такой-то мужчина или такая-то женщина, женился (вышла замуж)?». И если зададут вопрос о ком-либо, который умер еще до него, он скажет: «Он умер раньше меня», на что те ему скажут в ответ: إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ «Поистине, мы принадлежим Господу миров, и мы к Нему вернемся».
Души верующих, помимо того, что могут общаться меж собой, могут также знать о делах своих здравствующих друзей и родственников, радуясь за их благие деяния и печалясь за плохие.
Великий ученый богослов из числа табиинов Саид ибн Джубайр, живший в Куфе в конце седьмого в начале восьмого веков, сказал следующее: «Несомненно, умершие будут получать сведения о тех, кто жив. И не было до сих пор, тех кто, умерев, не знал бы о своих здравствующих родственниках. И если новость это хорошая то они обрадуются, а если плохая, то опечалятся».
Молитва, которую читал один из сахабов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Абу Дарда (да будет им доволен Аллах) лишнее тому подтверждение: « О, Аллах! Я ищу у тебя убежища от деяний, которые может опозорить моих покойных родственников».
Явление покойных во сне, может являться отражением их положения и состояния, то есть если веселый и счастливый, то у него все хорошо, и наоборот.
Так же, сообщается, что мучения могилы бывают двух видов:
Есть такие мучения, которым люди подвергаются постоянно, как сказал об этом Аллах Всевышний:
- "...огонь, куда их ввергают утром и вечером." ("Верующий", 46.)
Другие же мучения продолжаются некоторое время, а потом прекращаются. Таким мучениям подвергается некоторые из совершавших грехи мусульман, тяжесть мук которых зависит от тяжести их прегрешений.
Родственники умершего могут облегчить страдания покойного мусульманина, читая Коран за умершего:
Имамы Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбаль, Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, а также некоторое ученые шафиитского мазхаба и многие богословы первых поколений (саляф) считали, что воздаяние (саваб) за чтение Корана доходит до покойного. Обосновывают они это хадисом: «Кто идет меж могил и читает «куль хува ллаху ахад» одиннадцать раз, а затем дарует воздаяние (саваб) умершим, тому будет воздано по количеству покоящихся [на кладбище]» А также: «Если кто-то зайдет на кладбище и прочитает суру «Ясин», то Аллах облегчит участь их [покоящихся на кладбище]». Передается, что Абу Бакр Сыддык процитировал слова пророка Мухаммада: «Кто посетит могилу родителей своих или одного из них и прочитает там «Ясин», тому будут прощены прегрешения»
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
«Кто прочитает суру «Ясин», стремясь к милости Аллаха и делая это только ради Него, тому будут прощены предшествовавшие прегрешения. Читайте ее рядом с вашими умершими [умирающими]».
«Читайте над умершими [для умирающих] «Ясин»
Некоторые богословы считали: «Эта сура приносит облегчение и успокоение. Можно предположить, что чтение данной суры облегчает выход души из тела умирающего, способствует низведению милости и благодати Всевышнего. И только Господу ведома истина».
Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби говорил, что «эти хадисы указывают на пользу от чтения суры «Ясин» как рядом с умирающим, так и на его могиле, что явно понимается из слов «‘инда мавтаакум» и «‘аля мавтаакум»
Доказательством ученых в пользу того, что саваб «кыра’атуль Кур’ан» (чтение Корана) доходит до умершего, является то, что от имени умершего дозволено делать хадж, и ему за это саваб доходит. Потому что хадж включает в себя намаз, в намазе читается «Аль-Фатиха» и другие суры, то, что доходит в общем, доходит и по отдельности.
В заключении скажем, что в нашем ханафитском мазхабе никакого расхождения в вопросе дохождении саваба до умершего нет. Саваб за чтение Корана дойдет до умершего с позволения Аллаха, в особенности когда читающий делает дуа о дарении саваба умершему. Как отмечено выше, ученые других мазхабов также сошлись на этом.